наталья кантюкова
Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
Выступление на Городском Методическом Объединении Тема:
Социально коммуникативное развитие детей является одним из ведущих целевых ориентиров, установленных ФГОС ДО.
2)Социально- коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
3)Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в Организации, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту социуме, природе.
Перед Родителями и воспитателями стоит одна из главных задач- развитие коммуникативных качеств и умения общаться между собой.
4) Общение имеет огромное значение для формирования человеческой психики, её развития и становления разумного. культурного поведения. Если бы человек с рождения был лишен возможности общаться с людьми, он ни когда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется прижизненно и является результатом социального опыта. Навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются в игре. Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх. Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. Так же общение влияет на эмоциональное состояние человека. В эмоциональной сфере оказывается отношение человека к окружающей среде, к собеседнику, понимание и восприятие собеседника. Передача и получение информации в процессе взаимодействия возможны лишь посредством знаковых систем- вербальных и невербальных.
5) Понятие "коммуникация" близко к понятию " общение", но оно имеет более широкое значение. Коммуникация- это процесс передачи осмысленной информации, ее эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников во многом зависит от типа высшей нервной деятельности (темперамента) и уровня речевого развития. Игры на развития общения несут очень важную функцию в процессе воспитания и развития ребенка. Коммуникативные игры позволяют выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить умения и навыки, научить выражать свои эмоции вербальными и не вербальными способами.
6) Вербальная коммуникация осуществляется посредствам речи и ее слушания. Коммуникативное взаимодействие людей происходит преимущественно в вербальной форме- в процессе языкового общения. Вербальная коммуникация может быть направлена на отдельного человека, определенную группу или даже не иметь конкретного адресата, но в любом случае она имеет диалоговый характер и являет собой постоянные коммуникативные акты. Акт вербальной коммуникации - это диалог, который состоит из разговора и слушания.
Невербальная коммуникация- общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Знания невербального языка помогает нам ориентироваться не только в настроениях окружающих нас людей, но и в собственных- расшифровать свои скрытые мысли. Невербальные коммуникации обычно осуществляются совместно с вербальными, и, всегда как часть ситуации, которая передает контекст. Вербальная коммуникация осуществляется посредством речи.
7)Под речью понимается естественный звуковой язык. Речь является самым универсальным средством реализации коммуникативной функции общения. Она позволяет максимально понять смысл общения и воспринимать информацию.
8) В психологии выделяются несколько видов речи: внутренняя, внешняя, устная, письменная, монологическая, диалогическая. Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов речи является произнесение слов (вслух или про себя). Однако каждый из видов речи имеет свои специфические особенности. Никакая мысль не может быть сформулирована без языка и без материальных речевых процессов.
9) Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и тд. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться, к условиям школьной жизни, и следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.