МААМ-картинки

Опыт работы «Шахматы — лучшая интеллектуальная игра для развития детского мышления»

Лилия Юдина
Опыт работы «Шахматы — лучшая интеллектуальная игра для развития детского мышления»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Белоснежка"

Выступление

на августовской конференции

Тема: «Шахматы – лучшая интеллектуальная игра для развития детского мышления»

Подготовила воспитатель:

Юдина Л. В.

Жердевка 2021г.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хотела бы вам рассказать о работе своего кружка «Юный шахматист».

Публикация «Опыт работы „Шахматы — лучшая интеллектуальная игра для развития детского мышления“» размещена в разделах

Как говорил советский педагог-новатор, Василий Александрович Сухомлинский: «Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти».

Исследования наших ученых свидетельствуют, что шахматы являются мощным катализатором развития детского интеллекта.

Знакомство с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения.

Актуальность проблемы обучения дошкольников игре в шахматы обусловлена созданием педагогических условий для формирования интеллектуальных способностей.

С 2017 года в нашем ДОУ ведется кружок «Юный шахматист». Разработана Рабочая программа по обучению детей игре в шахматы. Цель этой программы в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, наблюдательности, развитию интереса к игре в шахматы. Мною составлен перспективный план. Для обучения детей игре в шахматы я использую методику Игоря Сухина- автора занимательного пособия для родителей и учителей «Удивительные приключения в шахматной стране», так же использую в работе следующую литературу: Франциско Лозано «Шахматы для детей. Уроки мудрой игры», Владимир Григорьевич Гришин «Малыши играют в шахматы». Сделала подборку стихов и загадок. Использую на своих занятиях демонстрационную шахматную доску, настольные шахматы. Для закрепления пройденного материала, я изготовила напольный ковер, где дети с большим интересом, в роли самих шахматных фигур, на поле боя учатся атаковать противника, тем самым, они обучаются логически мыслить и принимать самостоятельные решения.

На начало года я провожу диагностику, для выявления уровня знаний и представлений детей об игре в шахматы. В основном показывают низкий уровень, но некоторые дети всё же имеют представление о шахматах, или хотя бы слышали о них.

При обучение шахматам, как я уже говорила ранее, я применяю методику И. Сухина. Цель пособия, а точнее сказать книги, не столько обучить, сколько привить детям интерес к шахматам, познакомить с азами древней игры. В процессе такого знакомства малыши получают небольшие исторические сведения, узнают о шахматной доске, секретах шахматных фигур, правилах игры, важнейших терминах, этике борьбы за клетчатой доской. Герои книги – мальчик Юра со своими друзьями – путешествуют по Шахматной стране. В этой книге, ясно и понятно объясняется каждая деталь. Многие дети не могут понять то, что от них требуется, здесь же в виде сказки автор объясняет малышам о «вертикали», «диагонали», «горизонтали», что такое шахматное поле (это квадрат белого или чёрного цвета).

Сначала я рассказываю детям, что шахматы- это потрясающе интересная игра. Чтобы сыграть в шахматы, нужно два игрока. Название «ШАХМАТЫ» составлены из двух персидских слов: «ШАХ» (царь) и МАТ (умер). Цель шахматной партии – выиграть ее, то есть поставить МАТ королю противника.

Первое наше знакомство было с шахматной доской. Познакомила с такими понятиями как: «шахматная доска», «шахматное поле», «партнеры»; расположение доски между партнерами; разновидности досок. Использовала в работе дидактическую игру «Собери доску», а также наглядно показала материал.

Затем познакомила с «горизонтальной линией», с количеством полей в горизонтали, с количеством горизонталей на доске. Использовали дидактическую игру «Нарисуй горизонталь», «Выложи горизонталь». (где дети из квадратов белого и черного цвета собирали горизонтальную линию)

Также дала понятие о «вертикальной линии» : количество полей в вертикали, количество вертикалей на доске, чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. При знакомстве с вертикалью помогли такие игры как: «Раскрась вертикаль», «Выложи вертикаль полосками».

На последующем занятии познакомила с «диагональю» : отличие диагонали от горизонтали и вертикали, количество полей в диагонали; большая белая и большая черная диагональ; короткие диагонали. В данном случае использовали игру «Раскрась диагональ», упражнение брала из книги Франциско Лозано «Шахматы для детей. Уроки мудрой игры.»

Следующим шагом в знакомстве детей с шахматами было : расстановка фигур перед шахматной партией. Знакомство с правилом: "Ферзь любит свой цвет". В работе использовала следующие упражнение «Правильно положи перед собой шахматную доску», «Расставь фигуры».

Дальше началось знакомство с самими фигурами их ходами. Первая фигура была – ладья: «Прямолинейная, бесхитростная фигура». Показали место ладьи в начальном положении. Дали понятие «ход», «взятие». Для этого использовали магнитную шахматную доску для игры "Один в поле воин", "Кратчайший путь". "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух).

Следующее знакомство было со слоном. Дали такие понятия как «ход слона», «взятие», «белопольные и чернопольные слоны». Использовали в работе дидактические задания "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух).

Следующая тема «Ферзь» Цель этого занятия показать место ферзя в начальном положении, ход ферзя, взятие. Для работы использовала, дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Для закрепление этой темы я использовала напольный ковер из шахматных полей, где дети сами были шахматными фигурами.

При знакомстве с конём, а точнее, место коня в начальном положении, ход коня, взятие, варианты ходов, я снова использовала напольный ковер и магнитную доску. Обратила внимание детей, что это хитрая фигура, которая ходит буквой «Г» и это единственная фигура, которая может перепрыгнуть любую другую фигуру.

Потом началось знакомство с пешкой. Я показала ребятам место пешки в начальном положении, ход пешки, взятие, превращение пешки, варианты ходов, пешка против пешки, пешка против других фигур. При работе с этой темой мы с ребятами поиграли в настольные дидактические игры: «Путешествие», «Шахматные карточки».

В начале марта по перспективному плану было отведено 2 занятия на знакомство с королём. Объяснила, что «КОРОЛЬ» самая главная фигура и она бесценная. Показала место короля в начальном положении, ход короля, взятие, варианты ходов, шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой, защита от шаха. В работе использовала дидактические задания из учебника И. Г. Сухина.

Следующее занятие «Рокировка». Цель этого занятия дать понятия «длинная и короткая рокировка». Правила рокировки. Детям, предлагала простые варианты заданий, например, показать короткую и длинную рокировку.

Учитывая то, что дети первый раз столкнулись с игрой в шахматы в детском саду, они показывают очень хорошие результаты. Практически все дети стали играть в шахматные партии. Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. У них повысился интеллект. В свободной деятельности чаще стали проводить время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Расширению кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат. В заключение, хочется сказать, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен детям. Как показывает практика дети, которые посещали шахматный кружок хорошо учатся в школе.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку» Сегодня предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру, сделанную из стоматологических палочек, и палочек из мороженного! Просматривая информации.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки» Дидактическая игра «Волшебные палочки» Уважаемые коллеги! На просторах МААМА когда-то встретила идею изготовления игры из простых палочек.

Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик»Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик» Правила игры для «Волшебный Ежик». Возраст: 2-4 года. Количество играющих: 1-2 человека Оборудование: Ежик, 5 конусов разного цвета.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Интеллектуальная игра «Что, где, когда?» в подготовительной группе детского сада КОНСПЕКТ НОД Игра «Что, где, когда?» Группа – подготовительная к школе группа «Гвоздика». Воспитатель – Марушкина Н. В. Тема – Интеллектуальная.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Игра для развития быстроты мышления «Геометрическое лото»Игра для развития быстроты мышления «Геометрическое лото» Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах и цвете. Упражнять в счёте фигур в не зависимости от цвета и формы. Воспитывать способность.

Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей»Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей» Лэпбук, для меня, самое удобное и любимое пособие для занятий с детьми. При всей своей компактности, оно включает в себя богатый развивающий.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Шахматы — лучшая интеллектуальная игра для развития детского мышления»
Опубликовано: 16 мая 2022 в 22:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Шахматы — лучшая интеллектуальная игра для развития детского мышления»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Юдина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД