Евгения пономарева
Из опыта работы. Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Современные требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования предусматривают реализацию образовательной программы ДОУ по освоению детьми образовательных областей «Социально-коммуникативная» и «Художественно-эстетическое».
Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Публикация «Из опыта работы, Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В своей практике я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с младшего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Я считаю, что решением данной проблемы является тема: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста по средствам русских народных сказок».
Актуальность этой темы:
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с дошкольного возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка.
Я выбрала эту тему так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.
Исходя из этого поставила перед собой цель вы видите её на экране:
Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Для достижения цели определила, следующие задачи посмотрите на экран:
1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
5. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Ожидаемые результаты:
- Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
-Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Деятельность отношения к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
В старшей группе я целенаправленно проводила работу по ознакомлению детей со сказками с использованием наиболее результативных методов формирования духовно-нравственных качеств :
1. Знакомство детей с содержанием сказки;
2. Привлечение детей к активной деятельности (изобразительная деятельность по мотивам сказок, выставки рисунков, поделок)
3. Инсценирование сказки.
Методическое обеспечение.
Наш детский сад работает по программе «Детство». Свою работу я начала с того, что занялась изучением методической литературы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, о роли народной сказки в системе воспитания дошкольника. Литературу вы видите на экране
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»
- О. В. Акулова, Л. М. Гурович «Образовательная область «Чтение художественной литературы»»
- А. Г. Гогоберидзе, О. В. Акулова «Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Сказка- это могучее средство, действенное средство в нравственном воспитании детей.
Методы и приемы ознакомления со сказкой
Изучая методическую литературу, я выделила методы ознакомления со сказкой. Одним из самых распространенных методов ознакомления со сказкой считаю – чтение сказки воспитателем. Многие русские народные сказки, на которых воспитывалась я сама и мои дети, я рассказываю своим воспитанникам наизусть по памяти. Сказочные произведения большего объёма я читаю по книге. Необходимо также в момент чтения упомянуть о бережном и аккуратном обращение с книгой.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.
В процессе рассказывания допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Однако, главное в передаче рассказчика – это яркое, красочное пересказывание с передачей характерных особенностей сказочных персонажей.
Выразительное чтение сказки с применением интонации и мимики. Используя этот приём, воспитанники с лёгкостью могут представить «живой» образ сказочного персонажа.
Беседа по сказке. Это благодатный приём, в ходе которого я уделяю большое внимание моральным качествам сказочных персонажей, а также анализирую совместно с детьми мотивацию их поступков.
Не менее эффективным методом работы со сказками являются творческие задания, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом таких заданий является изготовление продукта, такого как, поделка, рисунок.
Для закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых сказок. Например, игры «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», пазлы, мозаики и другие.
Необходимо отметить, что такие игры сопровождаются беседой по обсуждению героев сказок, их поведения. Вся беседа проходит непринуждённо, что делает ребёнка открытым для общения с взрослым.
На основании изученного материала, при составлении рабочей программы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» я включала в перспективное тематическое планирование знакомство детей со сказками, которые предполагают духовно – нравственное воспитание детей.
Это такие сказки как : сказка «О мертвой царевне и семи богатырях», Айога, Кукушка, Василиса Прекрасная и т. д.
Для выяснения степени проблемы, мною была проведена диагностика на начальном этапе работы. Цель диагностики: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие, определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.
Диагностика показала:
Низкий уровень – 13человек (54%)
Средний уровень – 7 человек (30%)
Высокий уровень – 4 человека (16%
Данные показатели дают представление того, что у половины диагностированных детей наблюдался минимально низкий уровень духовно-нравственного развития. В ответах дети находились в затруднении, а именно, ответы детей были односложными «да» или «нет». Вторая половина продолжала истории, не умея дать оценку поступкам и, соответственно, не умея объяснить свой выбор в оценке.
Для реализации запланированной работы были созданы условия:
1. Развивающая среда:
Я чётко убеждена, что процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью русских народных сказок, был действенным, так как в группе была создана целесообразная и подходящая развивающая среда. В частности, книжный уголок с подбором той самой необходимой литературы, а именно сказок и уголок театрализованной деятельности для самостоятельной деятельности детей, где они играют в кукольный театр, пальчиковый театр, настольный театр и т. д.
2. Работа с родителями
Следующим этапом моей работы над темой стала совместная работа с родителями, так как всё-таки ведущая роль в становлении духовно развитой и нравственной личности отводится родителям.
Первым делом провела анкетирование среди родителей на тему «Место книги в вашей семье», «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка». По результатам анкетирования, а также из бесед с родителями я сделала вывод, что они представляют место сказки в жизни ребенка, стараются чаще читать сказки, прекрасно понимают и тот факт, что русская народная сказка способствует нравственному развитию ребёнка, хотя подавляющий процент детей предпочитает сказки мультфильмам.
Используя интернет-ресурсы, провела родительское собрание «Ребёнок в семье и детском саду». Целью собрания стало раскрытие содержания духовно-нравственного воспитания детей, как в детском саду, так и в семье, «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании» с целью активизировать педагогические умения родителей в развитии ребенка в семье. В ходе бесед многие родители по-другому взглянули на роль сказки в жизни и становлении ребёнка.
Периодически я обновляю информацию в уголке для родителей «Для вас, родители!», в которой родители могут ознакомиться с советами и пожеланиями как возможно организовать совместное чтение в домашних условиях под следующими рубриками: «Растим читателя», «Что читать?», «Когда читать?», «Читаем снова и снова…», а также консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка» с подбором игр с ребёнком в домашних условиях.
Немаловажная роль в воспитании духовно-нравственной личности является совместная деятельность детей и родителей.
Так, работая над данной темой, мною была организована тематическая
выставка «Сказки Пушкина».
Проводила досуги на литературные темы: «В гостях у сказки», «Сказка ложь, да в ней намёк…», что способствует единению родителя и ребёнка.
3. Работа с социумом :
Посещали детскую библиотеку, где знакомились со сказками, играли в игры. Проводили тематический досуг на тему: «Герои сказок».
Тесно работала с Самарской СОШ №1. Проводили КВН на тему: «Сказка – лучший друг». Рисовали совместно со школьниками рисунки по сказкам.
Ходили в школу искусств на театральные представления «Золотой ключик» и «Дюймовочка».
Участвовала на МААМ. RU во всероссийском детском творческом конкурсе. Направление: конкурс декоративно- прикладного творчества «Любимая сказка»,
всероссийский конкурс «Педагогика сотрудничества», предоставляла конкурсную работу «Поможем бабушке Федоре» (НОД)
Заключительная диагностика моей работы выявила рост уровня духовно-нравственного воспитания.
Низкий уровень – 3 человека (12%)
Средний уровень – 14 человек (58%)
Высокий уровень – 7 человек (30%)
Дошкольники более уверенно продолжали ситуативную историю с точки зрения духовно-нравственных норм, верно давая оценку поведению детей в ситуациях.
Результат моей работы вы видите на экране :
— Дети научились понимать смысл сказок
— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,
— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Вывод:
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!