Пирогова Наталья
Формирование культуры безопасности у дошкольников в рамках музыкальной деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1
Музыка и безопасность – казалось бы, несовместимые направления образовательной деятельности, но в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами Дошкольного Образования в рамках интеграции образовательных областей мы просто обязаны объединить эти направления. О том, как данная работа организована в нашем детском саду, мы хотим вам рассказать.
Темочки:
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Музыкальное развитие
- Опыт работы, практика
- Темочки
Наш детский сад реализует Основную Образовательную Программу, вариативной частью которой мы выбрали парциальную программу Л. Тимофеевой «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет».
Слайд № 2
Цель и задачи работы данной программы вы видите на экране. Я не буду их зачитывать. Обратите внимание на выделенную фразу «творчество во всех видах детской деятельности». То есть формирование основ культуры безопасности мы интегрируем в том числе и в нашу деятельность – музыкальную.
Слайд № 3
Одной из первоначальных задач программы является «обеспечение овладения ребенком основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности». В музыкальной деятельности эта задача осуществляется в первую очередь через использование здоровьесберегающих технологий для охраны голосового аппарата.
Слайд № 4
Предлагаю вспомнить правила охраны голоса (доступность текста и мелодии, доступный певческий диапазон, не петь и не разговаривать крикливо, не петь в холодную погоду).
В своей работе используем такие здоровьесберегающие технологии,как валеологические песни – распевки, дающие позитивный настрой, перед пением песен проводим дыхательную, артикуляционную гимнастику, фонопедические и оздоровительные упражнения для горла и голосовых связок.
Слайд № 5
В работе используем фонетические игры, для наглядности изображённые на бумаге. Они развивают голос, дыхание, мелкую моторику: ребёнок ведёт пальчиком по линии и изображает её голосом. Предлагаю вам немного поиграть.
Слайд № 6,7
Упражнение «Ветер».
Слайд № 8
Упражнение «Отправляется в полёт в яблоке червяк».
Слайд № 9
Упражнение «Альпинист – булыжник спускается с горы».
Слайд № 10
Вернёмся к программе. Ранее представленные задачи по безопасности реализуются в рамках четырех направлений : «Безопасность на улице», «Природа и безопасность», «Безопасность в общении», «Безопасность в помещении».
Слайд № 11,12,13
С целью качественной реализации данного компонента, мы подобрали музыкальный репертуар по направлениям в соответствии с возрастом. Вы видите, что репертуар представлен как знакомыми произведениями, например, «Паровоз» муз. Г. Эрнесакса, сл. Т. Волгиной, «Все мы делим пополам» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского и др., так и новыми.
«Безопасность на улице»
Старший дошкольный возраст :
«Светофор» муз. Е. Филипповой, сл. Е. Кожевникова.
«Мы правила движенья не будем нарушать» муз. и сл. О. Крайниковой.
«Паровоз» муз. Г. Эрнесакса, сл. Т. Волгиной.
«01» муз. и сл. П. Быкова.
«Автобус» муз. Е. Тиличеевой.
«Песенка Свистулькина» муз. В. Шаинского, сл. И. Шаферана из м/ф «Незнайка в Солнечном городе».
«Будет горка во дворе» муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко.
«Дорожный знак» муз. Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука.
«Кручу педали» муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта.
«Милицейский свисток» муз. С. Соснина, сл. Р. Сефа.
«Отважные пожарные России» муз. и сл. А. Ковалевского.
«Перекресток» муз. и сл. В. Запольского.
«Переход» муз. В. Запольского, сл. Я. Пишумова.
«Как на тоненький ледок» русская народная песня.
Игра «Метро» муз. Т. Ломовой
Игра «Правила дорожного движения» муз. Т. Ломовой
Игра «Поездка за город» муз. В. Герчик Младший дошкольный возраст :
«Автомобиль» муз. М. Раухвергера.
«Детский сад идет» муз. И. Шахова, сл. А. Карасева.
«Малыш и лед» муз. А. Варламова, сл. М. Сабира.
«Моя машина» муз. и сл. В. Запольского.
«Песенка светофорчика» муз. Т. Чудовой, сл. Г. Георгиева.
«Песня Паровозика» муз. В. Юровской, сл. Г. Сапгир, Г. Цыферов.
Игра «Лётчики на аэродроме» муз. М. Раухвегера
Игра «Воробушки и автомобиль» муз. Т. Ломовой
«Природа и безопасность»
Старший дошкольный возраст :
«Поход в лес» муз. И. Розенфельда, сл. А. Фаткина.
«Собака бывает кусачей» муз. С. Никитина, сл. Ю. Мориц.
«Как пошли наши подружки» русская народная песня.
«Не дразните собак» муз. Е. Птичкина
Игра «Грибы и грибники» муз. В. Агафонникова
Игра «Гуси – лебеди и волк» муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова.
Игра «Звероловы и звери» муз. Е. Тиличеевой.
Младший дошкольный возраст :
«Бабочка и цветы» муз. Р. Шафага, сл. И. Мазнина.
«Котенька - коток» муз. А. Лядова, сл. народные.
«Прилетела пчелка» муз. К. Мяскова, сл. Г. Бойко.
«Поездка», «Прогулка» муз. М. Кусс музыка к игре «Поезд».
«Лошадка» муз. Разуваевой
«Жучок» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
«Безопасность в общении»
Старший дошкольный возраст :
«Все мы делим пополам» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
«Гимн Незнайки и его друзей» муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.
«Когда мои друзья со мной» муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.
«Не волнуйтесь понапрасну» муз. Е. Крылатова, сл. М. Пляцковского.
«Песенка друзей» муз. В. Герчик, сл. Я. Акима.
«Чему учат в школе» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
«Песня юных друзей милиции» муз. С. Туликова, сл. Р. Артамонова.
«Постовой» муз. Г. Комракова, сл. Я. Пишумова.
Младший дошкольный возраст :
«Кукла» муз. Старокадамского
Танец «Помирились» муз. Т. Вилькорейской.
Чтобы немного вспомнить данные произведения, предлагаем поиграть.
Слайд № 14
Игра «Угадай - ка»
«Паровоз» муз. Г. Эрнесакса, сл. Т. Волгиной.
«Как на тоненький ледок» русская народная песня.
«Как пошли наши подружки» русская народная песня.
«Не дразните собак» муз. Е. Птичкина.
«Всё мы делим пополам» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
«Гимн Незнайки и его друзей» муз. М. Минаева, сл. Ю. Энтина.
«Когда мои друзья со мной» муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.
«Песенка друзей» муз. В. Герчик, сл. Я. Акима.
«Чему учат в школе» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
«Кручу педали» муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта.
Слайд № 15
Игра является ведущим видом детской деятельности. Мы используем музыкальные игры, в рамках которых через слуховое восприятие и характер музыки формируем умение различать «звуки улицы», выделяя из них опасные для жизни и здоровья. Решая эту задачу, мы обратились к музыкальным играм.
Всем знакома игра «Воробушки и автомобиль» муз. М. Раухвегера. Мы знаем её как подвижную игру. В нашей деятельности мы ставим немного другую задачу. Композитор М. Раухвегер сочинил музыку к этой игре и она стала музыкальной. Цель игры: слышать разнохарактерную музыку и выполнять соответствующие движения.
Игра «Воробушки и автомобиль» муз. М. Раухвегера (младший дошкольный возраст)
Игра «Лётчики» муз. М. Раухвегера (средний дошкольный возраст)
Цель игры: Развивать в детях умение реагировать на смену музыки, летать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Слайд № 16
Игра «Поездка за город» старший дошкольный возраст
Цель игры: Развивать умение двигаться вместе в соответствии с темпом и характером музыки, закреплять правила дорожного движения.
Игра «Грибы и грибники» старший дошкольный возраст
Цель игры: Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
Предлагаю вам сыграть в эту игру.
Слайд № 17
Игра «Грибы и грибники»
Слайд № 18,19
Одной из форм работы являются развлечения. Мы разработали перспективный план развлечений, в который включены и тематические досуги по безопасности.
Слайд № 20,21
В нашем детском саду проходил месячник по правилам дорожного движения. Задача, которую мы поставили перед собой – через разные виды музыкальной деятельности закрепить знания у детей о безопасности дорожного движения. Так, при исполнении песен дети закрепляли знания о сигналах светофора: «Светофор» муз. Е. Филипповой, сл. Е. Кожевникова, «Мы правила движенья не будем нарушать» муз. и сл. О. Крайниковой, в таких играх как «Лётчики на аэродроме» муз. М. Раухвегер и «Воробушки и автомобиль» муз. Т. Ломовой ребята закрепляли умение двигаться по правилам дорожного движения, слышать музыкальные сигналы. В ходе развлечений для ребят были показаны мультфильмы, помогающие освоить правила дорожного движения: «Барбоскины», «Смешарики» и «Белка и Стрелка Озорная семейка».
Слайд № 22
Важно, что дети осваивают правила безопасного поведения в игровой форме. Также любая сказка несёт массу полезных советов-напоминаний по технике безопасности. Во время драматизации сказок «Теремок», «Три поросёнка», «Заюшкина избушка», дети учатся не быть беспечными, не впускать в свой дом посторонних, быть внимательными.
Слайд № 23
Таким образом, музыкальная деятельность через задачи и содержание органично включается в общую образовательную деятельность по приобщению дошкольников к культуре безопасности.
Поскольку впереди проведение новогодних праздников, мы предлагаем вам ознакомиться с памяткой по правилам пожарной безопасности в период новогодних праздников.