Светлана Мальханова
Высокое качество дошкольного образования посредством включения в образовательную деятельность семейных проектов
▼ Скачать + Заказать документы
При анализе современных исследований в области качества образовательной деятельности, выделяется главный признак: качество — это соответствие объекта установленным стандартам.
Качество образования, как залог становления человека в обществе и успешного развития его, доступность для разных социальных групп населения, остаются приоритетными задачами образовательной политики Российской Федерации.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность требований к дошкольному образованию.
Публикация «Высокое качество дошкольного образования посредством включения в образовательную деятельность семейных проектов» размещена в разделах
Говоря о качестве дошкольного образования, особое внимание уделяется созданию качественных условий для развития ребёнка.
В образовательном процессе это использование развивающих технологий способствующих формированию у дошкольников общей культуры, развитию качеств, обеспечивающих социальную успешность, что позволит ребёнку подготовиться к следующему этапу обучения.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность, в которой принимают участие дети и педагоги, родители носит характер сотрудничества.
Продуктами проектной деятельности являются выставки детских рисунков, макеты для сюжетных игр, дидактические игры, стенгазеты, фото выставки.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования обращает особое внимание на условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста это :
- взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
Актуальность данного направления обусловлена тем, что реализация первой ступени образования современным ребенком-дошкольником возможна только при условии построения образовательного процесса в семье и детском саду на основе партнерских отношений данных субъектов.
Качество дошкольного образования зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. В работе нашего коллектива с семьей, лежит системный подход, позволяющий изменять взгляды и взаимодействие в семье на воспитание ребенка.
Одной из форм сотрудничества с семьями стала проектная деятельность. В последнее время она получает широкое распространение в дошкольном образовании. Один из методов обучения, способствующий развитию познавательных процессов и мыслительной деятельности, расширения кругозора, проявлению самостоятельной познавательной активности, формированию позитивного отношения к миру –это метод проектов.
Семейные проекты – стали еще одной эффективной формой работы с детьми. Они обогащают детское развитие, удовлетворяют индивидуальные потребности, как ребенка, так и семьи, содействуют сотрудничеству взрослых и детей, за ребенком признается его полноценность в образовательных отношениях. В семейных проектах реализуется принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Технология семейных проектов будет эффективна в амплификации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
1. Семейные проекты станут эффективным средством в организации образовательного процесса, позволят выстроить образовательный процесс с учётом индивидуального подхода к детям, позволят выявить индивидуальность ребёнка, его способности, увлечения и интересы.
2. Дети станут ярче демонстрировать свои достижения, обладать чувством собственного достоинства.
3. Расширится кругозор детей.
4. Родители осознанно будут участвовать в образовательном процессе.
По данной проблеме в ДОУ в 2020 году была открыта ММП, основной задачей которой является: Создание системы работы с детьми и родителями по включению семейных проектов в образовательную деятельность, направленных на познавательное развитие детей.
Цель познавательного развития старшего дошкольника – развивать познавательные интересы, потребности и способности, самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения следующих задач
1. Помощь родителям в нахождении личностного смысла в пед образовании (познание своего ребёнка и себя, развитие личной педагогической культуры
2. Организация педагогической поддержки родителям в развитии и воспитании ребенка и себя как родителя, с учётом дифференцированного подхода.
3. Рост психолого - педагогической компетентности родителей, активное включение в совместную деятельность с ребёнком, с работниками ДОУ, при этом создавать атмосферу сотрудничества.
Семейные проекты требуют подготовки родителей.
Нами были проведены обучающие встречи:
«Проектный метод в работе детского сада»
«Как сделать презентацию»
Разработаны памятки для родителей: «Проектный метод – как способ воспитать успешного дошкольника» где родители знакомились с этапами составления детских проектов.
- Проведены мастер классы, где родители получали навыки совместной деятельности и навыки общения с ребёнком в процессе деятельности.
- Были организованы праздники и развлечения с участием семей как итоговые мероприятия по проектам.
Семьи стали проявлять интерес к совместной деятельности с детьми мы стали включать их помощь в реализации проектов по познавательному развитию детей.
Стало ясно, что совместная проектная деятельность объединяет семьи, помогает родителям объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами. Родители часто и не подозревают, на что способны их дети! Испытывают радость и гордость за своего ребенка, на что он способен.
Продукты семейных проектов активно стали использоваться в образовательном процессе, в самостоятельной и совместной деятельности для развития общения со сверстниками, демонстрации личностных достижений, обеспечения эмоционального личного благополучия ребёнка.
Если учесть, что идёт интенсивное развитие у детей познавательных процессов, но они ещё не совершенны, чтобы осваивать мир в научных системах. Педагогические работники при представлении сведений о нашем мире должны использовать формы, методы и приёмы, которые оказывают сильное воздействие, прежде всего на эмоциональную сферу ребёнка. Педагоги должны ориентироваться на интересы и потребности ребёнка. И здесь необходимо включить ребёнка в деятельность. Проекты, которые исполняют дети, должны вызвать в них интерес, увлекать их.
От интереса и запроса ребенка зависит итог проекта. Ребенок сам ищет ответ, не ждет ответа от педагога.
При такой совместной работе, ребенок развивается, как личность. Каждая тема - открытие ребенка.
Анализ познавательного развития показал значительные изменения в сфере познавательного развития детей.
Семейные проекты стали эффективным средством в организации образовательного процесса.
Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть: участие родителей в проектах является важным, поскольку, в конечном итоге, способствует повышению качества образования и воспитания своего ребенка.
Родители научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.