Снежана Щёкотова
Выразительность в рисунках детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен выразить в них своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность – главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника средствами разнообразных приёмов передавать человеческие эмоции, использование им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Степень художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.
Публикация «Выразительность в рисунках детей 4–5 лет» размещена в разделах
В исследованиях Г. Г. Григорьевой дано определение выразительности.
Выразительность – посильное раскрытие детьми некоторых сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Выразительность – качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность – качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старшего таковым не является. Выразительность рисунков младших и старших детей не равноценна. Чем старше ребёнок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла.
К средствам выразительности в детских рисунках Г. Г. Григорьева относит линию, фон, цвет, композицию.
Линия – основное изобразительное средство, причем имеет значение не каждая линия отдельно, а их совокупность, дающая изображение данного предмета.
Линия может носить различный характер. Линия однородная и не меняющаяся по своей толщине в процессе всего изображения передаёт форму предмета, прорисовывает детали. Как более выразительное средство линия выступает в качестве штриха, который на одном и том же рисунке может быть толще, тоньше, короче, длиннее, идти не сплошной линией, а прерываться или, наоборот, ложиться близко друг к другу, создавая впечатление тени. Например, художник Е. И. Чарушин интересно изображает своеобразную пушистую фактуру меха, перьев у животных и птиц.
При помощи линий художник передаёт положение предмета в пространстве и изменение его формы в разных ракурсах.
Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.
Фон – своеобразие графического изображения состоит в том, что рисунок может не заполнять всей плоскости листа. Очень часто даётся изображение одного предмета без окружающей его обстановки, т. е. рисунок окружает тот фон, который присущ данной бумаге. Фон не всегда безразличен для рисунка. Он является одним из средств, помогающим придать рисунку выразительность.
Чаще всего рисунок наносится на белую бумагу, но в зависимости от стоящих изобразительных задач может быть использована и цветная бумага спокойных тонов: серая, зеленоватая, желтоватая.
Для рисунка акварелью может быть взята только белая бумага, так как краска прозрачна. Для кроющих материалов (гуашь, пастель, сангина, мел) можно использовать цветной фон. Чаще всего он применяется при выполнении декоративных рисунков. В сюжетных рисунках художник создаёт фон, так как он тесно связан с содержанием и часто включает множество оттенков. Поэтому такие рисунки лучше выполнять на белой бумаге.
Фон создаёт дополнительные возможности, которые делают рисунок рельефным, выпуклым, выразительным. Благодаря фону можно получить большой эффект в создании определё нного колорита: на тёмном фоне хорошо выделяются светлые цветы, ярко освещённые части предмета. Художник часто использует цветовые контрасты, что придаёт образу большую выразительность. Рисунок может заполнять весь лист бумаги и передавать широкую картину какого-либо события, но и здесь всю композицию не обязательно заключать в ограничивающую её рамку.
Цвет – является важным выразительным средством в изобразительном искусстве, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании.
Художник использует цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. В картинах, где показано человеческое страдание, горе, чаще всего используются цвета неяркие, приглушённые, более тёмные.
Цвет является средством реального отображения действительности, но действует не изолированно, а в общей совокупности с композицией, линией рисунка, раскрывая и усиливая при этом содержание картины.
Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребёнок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени.
По мнению Е. А. Флериной, ребёнок – дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечён изображением, скорее, его содержанием и делают своеобразный «подарок» образу, как бы украшают его. Нередко таким подарком – украшением является применение нескольких ярких цветов сразу. Так, пятилетний ребёнок под впечатлением Новогоднего праздника, красивой елки изобразил дерево со стволом, похожим на морковку, а ствол старательно раскрасил чередующими полосками синего и красного цвета. Ритмичное чередование цветных полосок сделало рисунок ярким, праздничным, декоративным. Другой малыш (5 лет) нарисовал свою маму с волосами всех цветов радуги («Моя мама красивая»).
Использование своего «неподражательного» цвета характерно для выразительных средств дошкольника. Многие исследователи детского рисунка отмечают, что ребё нок применяет цвет для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изображает любимых героев, приятные события, а тёмными («грязными») – нелюбимых, злых персонажей и печальные явления. В исследованиях известного психолога В. С. Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных – холодные. По мере освоения ребёнком изобразительного опыта, познания им окружающего мира цвет в детском рисунке становится более реалистическим (по данным В. С. Мухиной, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной и др.). Он по-прежнему остаётся средством выражения замысла, но теперь уже более осознанным и обоснованным. Подрастая, ребёнок может более тонко чувствовать и передавать колорит разных времён года, состояния погоды и даже времени суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках дошкольников.
Исследователи детского рисунка отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля – всегда чёрная (коричневая, небо – синее, солнце – жёлтое (красное, трава – зелёная и т. п. То есть цвет не перестаёт быть выражением отношения ребёнка, а служит лишь средством обозначения предмета. Некоторые учёные объясняют это недостатками обучения и настаивают на том, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и «подражательный», близкий к реальному, и «неподражательный». У ребёнка должно быть право выбора. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребёнок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительными. Надо учитывать при этом, что буйство красок на рисунке не всегда выражает настроение ребёнка и его замысел.
Композиция – это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка.
Малышу очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно : кошка мчится за мышью, вытянувшись как струна и расправив когти.
Рисуя, малыш использует и такое средство, как агглютинация, - склеивание комбинирование в фантастическом образе каких – то частей, качеств, свойств, разных предметов (курица с человеческим лицом и головой, солнышко с глазами и ртом). Н. П. Сакулина отметила, что выразительность детского рисунка многообразна по средствам и способам.
По мнению Е. А. Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребёнком – дошкольником, важно видеть процесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребёнок выявляет иногда такие нюансы замысла, которые существенно изменяют наше восприятие и оценку готового результата. Педагогу нужно помнить, что оценивать выразительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка.
Таким образом, анализ педагогической литературы, исследований показал, что дети среднего дошкольного возраста должны и могут овладеть выразительными средствами в рисовании: фоном, цветом, линией и композицией. Для верного понимания ребёнка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника. Средства выразительности в детских рисунках, по мнению исследователей, могут развиваться как в традиционном рисовании, так и в нетрадиционном.