наталья мальцева
Выявление социальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста посредством развития коммуникативных умений
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие социальной одаренности старших дошкольников посредством коммуникативных игр и упражнений
Пояснительная записка
Проблема одаренности сегодня становится все более актуальной. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Публикация «Выявление социальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста посредством развития коммуникативных умений» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Чтобы начать систематическую работу в данном направлении я провела социометрическое обследование детей старшей группы по методике “Секрет” по варианту Т. А. Репиной. Цель методики – изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.
Кроме этого, провела дополнительное исследование коммуникативных способностей в марте 2014 г. по методике М. В. Корепановой. По итогам обследования в 2014 году уровень благополучия взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста - ниже среднего, а почти 50% детей имеют средний и низкий уровень развития коммуникации.
На основании полученных результатов возникла цель: проведение целенаправленной, систематической работы по формированию коммуникативных умений и углубленной работы с детьми, имеющими задатки социальной одаренности.
Для достижения поставленной цели мы используем в совместной деятельности с детьми различные средства – это и театрализованная деятельность, и развивающие игры, и этюды, и беседы, и моделирование ситуаций, а также организовали кружок «Маленькие гении общения», на котором мы более глубоко изучаем науку грамотного общения, выявляя задатки будущей социальной одаренности детей.
Задачи данной программы :
1. Обучить детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
2. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, ориентируясь на метод сопереживания;
3. Формировать у детей умения и навыки владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;
4. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
5. Помочь в усвоении и реализации адекватного поведения, преодоления противоречий в межличностных отношениях;
6. Формировать умение сознательно регулировать расслабление и напряжение мышц тела;
7. Воспитывать уважение и терпимость по отношению друг к другу.
8. Выявить социально одаренных детей
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разнообразным содержанием. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Вот их примерная структура:
Часть 1. Вводная.
Цель - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами. (Например игра «Ветер дует на …».Со словами «Ветер дует на …», ведущий начинает игру. Утверждения могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы»- все светловолосые собираются в одну кучку, и т. д.)
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные элементы:
• элементы сказкотерапии с импровизацией;
• элементы психодрамы;
• игры на развитие навыков общения;
• игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
• рисование, кляксография.
(Например игра «Поварята».Все встают в круг. Это- кастрюля. Сейчас будем готовить суп. Каждый придумывает, кем он будет (мясо, лук, соль и т. д.). Ведущий говорит по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя, впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берёт за руки предыдущего. В результате получается вкусное блюдо.
Часть 3. Завершающая
Цель - создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка
(Например Игра «Дракон». Дети встают в линию, держась за плечи. Голова дракона должна дотронуться до хвоста. Голова и хвост меняются местами.)
На занятиях и в совместной работе с детьми я чаще всего использую такие методические приёмы, как:
• беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания;
• развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения);
• релаксационные упражнения;
• рисование;
• проигрывание психогимнастических упражнений;
• моделирование и анализ заданных ситуаций;
• подвижные игры;
• рассматривание рисунков и фотографий;
• игровые обучающие ситуации;
• психоэтюды;
• чтение художественных произведений;
• сочинение историй;
• слушание музыки;
• мини-конкурсы, игры-соревнования.
Методическое обеспечение
1. Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011 с. 80 (Модули Программы ДОУ).
2. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды/ А. А Бодалев. – М. : Педагогика, 2001.
3. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М. ,1973.
4. Василик, М. А. Основы теории коммуникации : учебник/ М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов и др. / под ред. проф. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2006.
5. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н. Ф. Голованова. СПб. : Речь, 2004.
6. Лисина, М. И. Общение и речь/ М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 1985. – 208 7. Корепанова М. В,Харлампова Е. ВДиагностика развития и воспитания дошкольников, Издательство:М. :Изд. ДомРАО;Баласс, 2005.