Наталья Щеколдина
Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить.
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли.
Публикация «Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Общение и совместная деятельность - важнейшие составляющие жизни ребенка, неотъемлемая часть процесса его социализации. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сфор-мированные умения и навыки.
Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями.
По определению Л. Р. Мунировой, коммуникативные способности - это осознанные коммуникативные действия людей, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям дошкольного возраста, это еще и способность детей управлять своим поведением.
Общение - сложный многоплановый процесс установления развития контактов между людьми, порождаемый совместной деятельностью и включающий в себя как минимум три различных аспекта: коммуникацию (обмен информацией, интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Средствами коммуникации являются различные знаковые системы, прежде всего, речь («вербальные коммуникации») и другие системы знаков, составляющие «невербальные коммуникации». К ним относятся оптико-кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика, вокализация (качество голоса, его диапазон, тональность, организация пространства и времени коммуникативного процесса, изучаемые проксемикой (способы размещения партнеров по общению).
М. И. Лисина, В. С. Мухина, Т. А. Ренина, Р. С. Буре рассматривают общение как важный показатель психического развития ребенка и одновременно как важнейшее его условие. Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные способности.
Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали: на протяжении первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками качественно видоизменяются. Развивая у ребенка стремление к общению и умению общаться со сверстниками, со взрослыми, важно ставить перед собой такую задачу: воспитывать личность, умеющую видеть в другом человеке тоже личность.
Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения дошкольников.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации у ребенка позволяет оказывать влияние на развитие детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Программа основана на теории развития воображения и детского творчества, развития коммуникативных способностей и одаренности детей в разных видах художественной деятельности, сформулированной в трудах психологов и педагогов Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, Н. ГГ. Сакулиной, П. А Ветлугиной, Н. Н. Подъякова, Ф. А. Сохиной, Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко.
В основу программы легли разработки «Театр - творчество - дети» Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович, «Театр и дети» О. В. Каява, «Театрализованные игры дошкольников» Л. В. Артемова, программа «Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности» О. А. Черешнева.
Анализ детского творчества в работах Н. А. Ветлугиной, Л. А. Пеньковской, А. Е. Шибицкой, Л. С. Фурминой, а также высказывания известных представителей театрального искусства убедительно доказывают необходимость специального обучения театральной деятельности. К решению этой проблемы может быть два подхода: один из них предполагает репродуктивный (воспроизводящий) тип обучения, другой основывается на организации условий для творческой переработки материала, создания новых художественных образов. Детское творчество в театрально-игровой деятельности включает исполнение своего или авторского замысла.
В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности у дошкольников. Исследователи направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в театральной деятельности (Л. С. Фурмина). Однако литературных данных по развитию коммуникативных способностей младших дошкольников средствами театрализованной деятельности недостаточно. Поэтому возникла идея создания комбинаторной авторской программы по формированию коммуникативных навыков младших дошкольников в условиях муниципального автономного общеобразовательного учреждения.
Кроме того, в виду снижения уровня развития коммуникативных способностей детей, нарушения формирования основ общения, а через это нравственной направленности, актуальнейшей задачей сегодняшнего дня является совершенствование программ, направленных на развитие коммуникативных навыков детей. Внедрение подобных программ позволит создать условия для формирования нравственной культуры ребенка, развития и коррекции эмоционально-волевых процессов у детей, способности к творческой реализации личности.
Программа предусматривает работу с детьми по четырем видам театрально-игровой деятельности.
Цель: формирования коммуникативных умений и навыков детей младшего дошкольного возраста через вовлечение их в театральную деятельность.
Задачи:
Управленческие :
(что должен делать педагог)
1. Последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, стихо-творение)
2. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию; формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции.
3. Развивать и совершенствовать все стороны речи: добиваться правильного произношения звуков, расширять и ак-тивизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи.
4. Развивать интерес к театру как искусству; воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.
5. Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации словесного творчества; расширять материально-техническую базу, со-ответствующую требованиям программы.
Личностные :
(что должны знать и уметь дети)
1. Дети должны знать сказки, рассказы, стихотворения в соответствии с возрастом, уметь отличать произведения разных жанров.
2. Понимать эмоциональное состояние другого человека соответственно на это реагировать.
3. Использовать прямую и кос-венную речь; уметь общаться со взрослыми и сверстниками.
4. Понимать сюжет спектакля; запоминать правила поведения в театре; знать различные виды театра (бибабо, пальчиковый, кукольный, вязанный, варежковый, теневой).
5. Иметь навыки пользования предметами театрально-игро-вого оборудования, бережно относиться к ним.