МААМ-картинки

Выявление и устранение предпосылок дисграфии на почве несформированного фонематического анализа и синтеза у дошкольников.

Ирина Беззубенко
Выявление и устранение предпосылок дисграфии на почве несформированного фонематического анализа и синтеза у дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы

Выявление и устранение предпосылок дисграфии на почве несформированного фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В семье появился маленький ребёнок и все с большим нетерпением ждут его первой улыбки, первых шагов и, конечно же, первых слов. Как хочется, чтобы малыш, скорее стал говорящим, и понимающим! Ведь ребёнок, научившийся говорить, становится человеком, с которым можно общаться. И вот ребёнок разговаривает, с каждым годом его речь становится всё более похожей на речь взрослых. Родители уже постепенно начинают задумываться о том, что скоро их ребёнок обретёт новый статус – станет школьником. С этим связаны их новые надежды и переживания. Безусловно, каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным, каждый хочет, чтоб ребёнок хорошо обучался в школе, таким образом, получая базу для поступления в престижное высшее учебное заведение, окончив которое он может рассчитывать на успешность во взрослой жизни. Беспроблемное обучение в старшем звене школы неразрывно связано с успешностью овладения навыками письма и чтения в начальной школе, а успешность овладения этими навыками - с уровнем развития речи ребёнка при поступлении в школу.

Публикация «Выявление и устранение предпосылок дисграфии на почве несформированного фонематического анализа и синтеза у дошкольников,» размещена в разделах

В последние годы и родители, и педагоги часто жалуются на то, что дети начинают поздно говорить, разговаривают плохо и мало, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Дети неполучившие вовремя логопедическую помощь не могут полноценно общаться, у них возникают проблемы в обучении. Ведь вовремя неисправленные речевые нарушения приводят к нарушениям чтения - дислексии и письма - дисграфии.

Одним и самых распространённых видов дисграфии является дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза.

В настоящее время ниболее часто встречающийся речевой диагноз у дошкольников - общее недоразвитие речи, что говорит о недоразвитии всех систем речи, в том числе и фонематической системы, полноценное развитее которой служит основой для обучения чтению и письму.

При полноценном развитии фонематической системы, ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь определять следующее:

- какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова;

- сколько всего звуков в слове;

- какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т. д.);

- каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.

Отсутствие данных умений у ребёнка, поступающего в школу, является предпосылкой для возникновения у него, во время школьного обучения, дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза. Единственно правильный путь "борьбы" с данной формой речевой патологии – выявление и устранение предпосылок дисграфии в дошкольном возрасте.

Работа по формированию фонематических процессов ведётся в следующей последовательности:

I этап. Формирование фонематического слуха.

1. Развитие навыка узнавания неречевых звуков;

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

3. Различение слов близких по звуковому составу;

4. Дифференциация фонем;

5. Дифференциация слогов.

II этап. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

1. Определение порядка звуков в слове;

2. Выделение отдельных звуков из состава слова;

3. Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

4. Построение моделей (схем) слов.

В индивидуальной и подгрупповой работе для формирования у детей навыков звукового анализа и синтеза используются следующие игры и упражнения:

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

Логопед произносит звуки, ребёнку необходимо поднять мячик над головой, как только он услышит гласный звук.

«Мячик поймал, звук назвал»

Логопед бросает мяч, называя слово, ребёнку необходимо назвать первый или последний звук в слове (в зависимости от задания) и вернуть мяч логопеду.

«Сигнальщики» Логопед произносит слова, ребёнок показывает зелёный сигнал, если слышит заданный твёрдый звук и зелёный, если мягкий.

«Подари картинки»

Ребёнку даётся задание раздать картинки в названии которых есть любимые звуки персонажей.

(Н. р. - Лошадке со звуком «Л», Рычалке со звуком «Р»).

«Отправь картинки в путешествие»

Ребёнок располагает картинки в вагонах паровозика в зависимости от позиции заданного звука в слове. Если звук стоит в начале слова – то картинка помещается в первый вагон, в середине – во второй, в конце – в последний.

«Собери ромашку»Ребёнку необходимо собрать лепесточки для цветка, но только те, на которых есть картинки, в названии которых есть заданный звук.

«Собери яблоки в корзину»

Ребёнку необходимо положить в корзину только те яблоки, на которых есть картинки в названии которых есть заданный звук.

«Построй дом»

Ребёнку предлагается построить из кубиков дом, но для постройки выбирать только те кубики, на которых картинки в названии которых есть необходимый звук.

«Наряди ёлочку» Ребёнку предлагается нарядить ёлочку, выбирая украшения с заданным звуком.

«Рыбалка»

Ребёнок ловит только тех рыбок на которых есть картинки в названии которых есть нужный звук.

«Рассели картинки»Ребёнок располагает картинки в зависимости от позиции заданного звука в слове.

«Замок звуков». Ребёнок расселяет картинки в башни замка в зависимости от того какой гласный звук он слышит в названии картинки.

Очень хорошо зарекомендовали себя компьютерные игры и презентации. Они помогают усилить интерес ребёнка к занятиям, разнообразить их и сделать более современными.

Вместе с логопедом в коррекционном процессе участвуют родители и воспитатели.

После первичного индивидуального обследования ребёнка проводятся беседы с родителями, объясняется им значимость уровня развития фонематических процессов и степень его влияния на дальнейшее обучение ребенка, рассказывается о путях преодоления трудностей.

На протяжении всего периода обучения систематически проводятся консультации, беседы, тематические встречи с родителями, помещаются сообщения на информационном стенде. Темы могут быть такими:

1. "Ранняя профилактика дисграфии".

2. "Развитие дифференцированного слухового восприятия".

3. "Формирование навыков фонематического восприятия".

4. " Что такое дисграфия и причины ее появления".

5. " Развитие навыков звукового анализа".

Воспитателями учитывается уровень развития фонематического восприятия каждого ребенка, соответственно которому во второй половине дня выполняются задания, подобранные логопедом.

В результате обучения дети умеют:

1. Определять какие звуки входят в состав слова.

2. Определять количество звуков в слове.

3. Определять последовательность звуков в слове.

4. Определять каково место звука по отношению к другим звукам.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что в процессе логопедической работы у детей с общим недоразвитием речи успешно корректируются и формируются фонематические процессы, а значит устраняются предпосылки дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза, что даёт им возможнось успешно обучаться в школе наравне со своими сверстниками.

Беззубенко Ирина Михайловна,

учитель – логопед МБДОУ

«Детский сад №16 комбинированного вида»

Публикации по теме:

Игры на формирование звуко-буквенного анализа Одним из основных условий овладения ребёнком письмом и чтением является достаточно сформированный уровень фонематического восприятия и навыков.

Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выявление и устранение предпосылок дисграфии на почве несформированного фонематического анализа и синтеза у дошкольников.
Опубликовано: 1 февраля 2013 в 21:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выявление и устранение предпосылок дисграфии на почве несформированного фонематического анализа и синтеза у дошкольников.» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Беззубенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД