Соловьева Александра
Консультация для родителей «Выявление детей с подозрением на снижение слуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема раннего выявления дефекта слуха у детей в семье продолжает быть актуальной. Ведь нельзя откладывать начало коррекционной работы ни на один день, так как именно она способна создать благоприятные условия для дальнейшего психического развития ребёнка с нарушением слуха (Корсунская Б. Д., Лаговский Н. М., Патканова Н. К., Рау Ф. А., Рау Н. А.)
Что же делать если у вас нет специальных навыков, для проверки слуха вашего малыша? Тогда на помощь к вам придет метод «Гороховых проб».
Для обследования с помощью этого метода нам необходимы 4 пластмассовых баночки. Три баночки на одну треть заполняются:
Публикация «Консультация для родителей „Выявление детей с подозрением на снижение слуха“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
1 – нелущеным горохом, сотрясение которой будет создавать звук интенсивностью 70 – 80 дБ;
2 – гречкой – ядрицей, сотрясение которой создаст звук интенсивностью 50 – 60 дБ;
3 – манкой, сотрясение которой создаст звук интенсивностью 30 – 40 дБ;
Четвертая баночка остается пустой.
Желательно, чтобы обследование проводили два человека, это могут быть родители : один подает сигнал, другой наблюдает за реакцией ребёнка на звуковой раздражитель.
Малыш может лежать на пеленальном столике или же сидеть, в этот момент, один родитель, который будет играть роль наблюдателя вступает с ребёнком в эмоциональный контакт. После чего другой родитель, стоящий позади малыша, начинает трясти баночки на расстоянии 20 – 30 см от правого и левого уха. При этом в одной руке должна быть баночка с крупой, а в другой – пустая.
Движения рук должны быть синхронными. При проверке другого уха, нужно поменять баночки местами. В данном методе происходит наблюдение за безусловными ориентировочными реакциями ребё нка во время подачи звукового сигнала: активизация движения, поиск источника звука, замирание и т. п.
Также преимуществом данного метода является ещё и то, что его можно провести с помощью одного человека. В данном случае человек, проводящий исследование, становится перед ребёнком. Это необходимо для того, чтобы было возможно наблюдать за реакцией ребёнка. Также важно учитывать синхронность движения обеих рук, чтобы малыш реагировал не на движение баночек, а на их звучание.
Так как безусловные ориентировочные реакции быстро угасают, следует начинать обследование с более тихих звуков – баночкой с манкой, а заканчивать самыми громкими – баночкой с горохом. Если же ребёнок 4-5 месяцев реагирует на звучание баночки с манкой, и может определить локализацию звука, то другие звучания можно не предъявлять.
Итак, у ребёнка с нормальным слухом :
- до четырех месяцев наблюдается реакция на звучание баночек с гречкой и горохом, но он не может определить локализацию их звучания. На звук баночки с манкой малыш обычно не реагирует;
- у ребёнка старше четырех месяцев отмечается реакция на все баночки, он определяет локализацию звука, т. е. поварачивает голову в сторону наполненной баночки.
У ребёнка с нарушением слуха :
- до четырех месяцев реакция на звучание баночек с гречкой и горохом отсутствует или же отмечается нечеткая реакция;
- старше четырех месяцев, отсутствует реакция хотя бы на одну из баночек или же он не способен определить источник звука.
При первом же подозрении на снижение слуха у вашего ребёнка следует немедленно обратиться к врачу – сурдологу по месту жительства.
Также хочется отметить, что родителям полезно вести дневник наблюдений над реакциями ребёнка, в зависимости от их возраста (до 1,5 лет отмечать результаты безусловных ориентировочных реакций, после 1,5 лет результаты на основе выработки условной двигательной реакции, на звуковые раздражители. В нем отмечается на какие звуки реагирует ребёнок, с какого расстояния и способен ли он определить местонахождение источника звук
Таким образом, если родители будут внимательно наблюдать за развитием ребёнка с первых дней его жизни, то они смогут рано заметить есть какие-то отклонения в развитии слуховой функции их малыша. А это значит, что они раньше смогу обратиться к специалисту за помощью и начать коррекционную работу.
Список литературы:
1. Королёва И. В. Помощь детям с нарушением слуха. Рекомендации для родителей и специалистов — СПб. : КАРО, 2016.
2. Королёва И. В., Янн П. А. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов – СПб. : КАРО, 2013.
3. Прибыткова Н. В. MEDPNZ.RU медицинский портал. [Электронный ресурс], - https://medpnz.ru/page.php?id=602