Оксана Скворцова
Конспект занятия «Вспомним зимушку-зиму»
▼ Скачать + Заказать документы
"Вспомним Зимушку-зиму"
Цель: обобщать представление о зиме, ее характерных признаках через разные формы организации детской деятельности.
Задачи:
Образовательная: закрепить представления детей о зиме и активизировать словарь детей по теме «Зима»;
- развивать умение подбирать слова-родственники к заданному слову и образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.
Публикация «Конспект занятия „Вспомним зимушку-зиму“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
-учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения.
- расширять представления детей о свойствах снега
Воспитательная: активизировать словарь по теме. Учить образовывать качественные прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. воспитывать отзывчивость и эмоциональный отклик на просьбу о помощи.
Развивающая: развивать зрительное внимание и восприятие, память, координацию речи с движением.
Материал и оборудование: магнитофон. Интерактивная панель. Диски с записями мелодий. Конверт с письмом. Мольберт. Зимнее дерево. Снежинки с заданиями. Картинки с изображением птиц (перелетных и зимующих). Мяч.
Предварительная работа: беседа о зимующих птицах, характерных признаках зимы, как времени года. Дидактические игры на образование качественных прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Чтение художественной литературы о зимних месяцах.
Ход занятия:
Воспитатель: (Показывает конверт)
Сегодня утром, когда я пришла в группу, я обнаружила письмо. Адресованное детям группы №13. Сейчас узнаем, кто мог написать это письмо (распечатывает конверт и читает письмо).
«Здравствуйте, ребята-дошколята! Я гостила у вас целых три месяца. Наблюдала за тем, как вы играете, гуляете, занимаетесь спортом и музыкой. Я помню, как вы готовились к встрече Нового года: разучивали стихотворения, песни, танцы. Как весело играли с Дедом Морозом и Снегурочкой. Мне нравится, что на вашем прогулочном участке есть кормушки и вы помогаете нашим пернатым друзьям в холодное время. Какие вы молодцы! Но мне пора уходить дальше, в северные страны, а к вам я вернусь через год. Желаю вам не болеть, быть веселыми и умными.
Ребята, а вы догадались кто вам написал письмо?
Ваша Зимушка-Зима.
Вот так Зима! Какое письмо нам написала! Так мы ей понравились! Зима наблюдала за нами и дала вам задания. Посмотрите ребята на это необычное дерево, скажите мне, а почему на дереве нет зеленых листочков?
Ответы детей: потому что зима, а зимой листочков нет.
Но есть на дереве снежинки, а снежинки эти не простые, с заданиями, которые нам дала Зимушка-зима. Будем выполнять задания?
Снежинка-1. Давайте вспомним веселые зимние деньки и поговорим о них. Зимушка-зима написала, что гостила у нас три месяца. Что это за месяцы? Ответы детей: декабрь, январь, февраль.
Какой месяц первый (декабрь) декабрь в народе назвали «студень»-от слова «стужа» как вы понимаете это слово? (в декабре на улице очень холодно, студено, морозы стоят трескучие, мороз обжигает лицо)
Снежинка-2. Подвижная игра «Зимняя фигура замри!»
На мои слова: «Снег кружиться-раз, снег кружится-два, снег кружится-три, на слова «Зимняя фигура замри!» (вы ребята принимаете позу, характерную для играющих в снежки, катающих на санках, лыжах, и т. д.).
Снежинка-3. А следующее задание зима задала для мальчиков, а девочки слушают. Какой месяц следует за декабрем? (Январь)
Январь в народе называли «сечень». А вы знаете почему?
Ответы детей: потому что, он как бы рассекает (делит) зиму на две половины.
Мальчики, скажите, а какой январь?
Ответы детей: Ветряный, холодный, зимний, снежный и т. д.
Снежинка-4 (а здесь задание для девочек) упр-ие «какая?»
Я вам читаю существительные, а вы образуете от них имена прилагательные. Н-Р, мороз- морозная, поняли!
Зима (зимняя, холод (холодная, вьюга (вьюжная, лед (ледяная, снег (снежная).
Снежинка-5. Какай месяц следует за январем? (Февраль) этот месяц в народе называли «лютень» КТО ЗНАЕТ ПОЧЕМУ? – именно в эту пору стоят сильные лютые морозы, выпадает много снега, бываю метели. Но в феврале случается и оттепели. Как вы понимаете слова «оттепель»?
Оттепель бывает, когда температура воздуха становится выше нуля градусов, снег начинает таять, становится рыхлым,с крыш капает капель, появляются сосульки). вам приходилось наблюдать оттепель? когда бывает оттепель?
Воспитатель: Сейчас я вам покажу оттепель. Всем становится весело на солнце, хочется поиграть, подвигаться. Вот и мы сейчас потанцуем.
Игра-танец. (на ковре)
Звучит ритмичная музыка. Все встают и выполняют движения по показу.
Воспитатель:
танцуют только руки.
Танцуют только ноги.
Танцуют только руки и ноги.
Танцуют плечи.
Танцуют глаза.
Танцует правая нога.
Танцует левая нога.
Танцует правая нога и рука.
Танцует левая нога и рука.
Танцует голова.
Все танцуют как хотят.
Воспитатель: молодцы! возьмем следующую снежинку.
Снежинка-6. «Назови, что лишнее» (с картинками, за столами) Ребята, разбейтесь на пары, подойдите к столам и каждая пара выберет себе тарелочку. Разложите картинку на столе и нужно выбрать какая картинке у вас лишняя и почему?
Воспитатель: какие вы молодцы, справились с заданием.
Воспитатель: А теперь предлагаю пройти всем на ковер и поиграть в игру с мячом «Назови ласково»
Я вам поочередно буду бросать мяч и называть слова, а вы должны поймать мяч и произнести эти слова в уменьшительно-ласкательной форме. Например, день-денек.
Снег, ёлка, санки, лёд, мороз, сосулька, снежинка, снеговик.
Молодцы! присаживайтесь на стульчики!
Снежинка-7 Дидактическая игра «Путаница»
Воспитатель: теперь внимательно меня слушайте и хлопайте в ладоши один раз, если выражение верное. А если не верно, ничего не делайте.
-Зима холодная и снежная.
-Снег идет белый и пушистый.
-Все водоемы зимой растаяли.
-Дни зимой короткие.
-Зимой часто идет дождь.
-Ночи зимой длинные и морозные.
-Зимой на улице цветут цветы.
Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а вы помните, Зимушка-зима написала в письме о кормушках?
Действительно, на нашем участке они есть. А для кого эти кормушки?
Ответы детей: для зимующих птиц.
Воспитатель: А почему их называют зимующими птицами?
Ответы детей: Они не улетают осенью в теплые края, так-так приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз.
Воспитатель: А зачем же мы их подкармливает, если они могут сами найти себе пищу?
Ответы детей: потому что зимой нет еды для них и т. д.
Воспитатель: Правильно,когда становится холодно и выпадает снег, большинство пищи становится не доступной для птиц. Зимой птицам приходится тратить много сил и энергии на поиски пищи. Если птица не сможет найти себе еды, в короткие зимние дни, это может привести птиц к гибели. Поэтому мы и подкармливаем птиц зимой.
Воспитатель: А теперь пройдем к столам, посмотрите на столах лежат картинки с птицами. Выберете среди разложенных на столе картинок по одной-с изображением зимующей птицы - и прикрепите на мольберт. Давайте проверим всех ли мы птиц зимующих выбрали?
Воспитатель: молодцы ребята!
Про какое время года мы с вами сегодня говорили?
А вы любите зиму?
За что вы любите ее?
А кто мне скажет, из скольких слогов состоит слово «зима»?
А вы знаете на какой слог падает ударение?
Что вы узнали сегодня нового?
Что вам больше всего понравилось?
Скажите, а какое наступит время года после зимы?
Ребята, какие вы молодцы, справились со всеми заданиями. Зима в конверте прислала не только письмо, но еще небольшие подарки для вас, чтобы вы не забывали Зимушку-зиму. Хотите посмотреть, что там? Раскраски, а кто на них изображен?