Олеся Непомнящих
Всестороннее гармоничное физическое развитие детей в ДОУ на примере программы «Джангл бэйби йога (ритмопластика)»
▼ Скачать + Заказать документы
Всестороннее гармоничное физическое развитие детей в ДОУ на примере программы
1 Предварительный этап проекта
2 Основной этап работы по реализации проекта
3 Заключительный этап проекта
Введение
В современном мире с каждым годом появляются новые направления по формированию здорового образа жизни. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Джангл бейби йога является довольно новым направлением, которое направлено на оздоровление ребенка- дошкольника, культивирование здорового образа жизни.
Публикация «Всестороннее гармоничное физическое развитие детей в ДОУ на примере программы „Джангл бэйби йога (ритмопластика)“» размещена в разделах
- Йога. Занятия и уроки йоги для детей и начинающих
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Jungle, в переводе с англ. – джунгли. Джангл бейби йога - это детская йога, в которой используются позы различных животных. Самые устойчивые и удобные положения - у животных. Поэтому люди с интересом и удовольствием берут с них пример. Асан йоги, названных в честь разных животных, довольно много.
Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают творчество. Джангл бейби йога приносит детям огромное удовольствие от того, что они двигаются под музыку. Ритмопластика - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка. Поэтому актуальность проекта очевидна.
Занятия Джангл бейби йогой формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.
Приобретая опыт пластической интерпретации под музыку, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, развиваются физические и коммуникативные навыки., то есть Джангл бейби йога направлена на всестороннее гармоничное физическое развитие детей. Именно в этом заключается актуальность данного проекта.
Проблема. Работая с детьми, я пришла к выводу, что современные дети испытывают «двигательный дефицит», так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств : быстроты, ловкости, координации движений. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении.
Вот почему передо мной возникла необходимость поиска в работе с детьми новых методов системного характера, которые повлияли бы на всестороннее гармоничное развитие детей, единство духовного и физического.
Цель проекта: всестороннее гармоничное физическое развитие и совершенствование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством Джангл бейби йоги с элементами ритмопластики.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Образовательные:
- изучить технику выполнения асан;
- формировать правильную осанку и равномерное дыхание;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
- учить детей чувствовать свое тело (во время выполнения упражнений Джангл бейби йоги);
- вырабатывать равновесие, координацию движений.
Развивающие :
- развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;
- укреплять мышцы тела;
- сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;
- способствовать повышению иммунитета организма.
- развивать способности воспринимать музыку, т. е. чувствовать ее настроение и характер.
Воспитательные:
- воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость);
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;
- воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни.
Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Для каждого упражнения, игры, танца выбираю наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания – это такие методы как:
- показ (предварительный показ отдельных элементов, упражнений);
- словесный;
- игровой;
- иллюстративно-наглядный;
- анализ и синтез упражнений, при котором анализируется отдельные части движения, элементов и потом соединяются.
Форма обучения. Обучение детей проходит на специально организованной деятельности во второй половине дня.
В итоге реализации проекта ожидаются следующие результаты уровня развития детей :
Ребенок будет знать:
- способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений (асаны, дыхательные упражнения);
- комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп, зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
- правила здорового образа жизни.
Ребенок будет иметь:
- пластичность, гибкость, выносливость детей;
- выразительность, легкость исполнения движений под музыку;
- умение организовать общение с другими детьми;
- точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
При работе с детьми Джангл бейби йогой дети станут бодрыми, гибкими, координированными, улучшат способность к концентрации и эмоциональному равновесию. Джангл бейби йогой заключает в себе целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего благополучия, который обеспечит детям хорошее самочувствие и поможет их растущим телам, укрепит внутренние органы.
1 Предварительный этап проекта
Настоящий проект направлен на формирование правильной осанки, упражнения развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.
Перед реализацией проекта мною был проведен мониторинг знаний и умений детей дошкольного возраста.
Базой исследования является Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад № 33». В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Цель констатирующего этапа заключается в выявление уровня развития гибкости, координации при использовании физических упражнений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
- определить критерии уровня сформированности развития координации и гибкости детей старшего дошкольного возраста;
- выявить уровень сформированности развития координации и гибкости детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня сформированности развития координации и гибкости детей старшего дошкольного возраста нами были определены критерии, показатели и уровни по методикам Ляха В. И, М. А. Руновой, Э. Я. Степаненковой, В. Н. Шебеко.
Система оценок, которые были использованы для определения уровня сформированности развития координации и гибкости детей дошкольного возраста:
- 3 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной;
- 2 балла – характеристика предполагает периодическое проявление;
- 1 балл – данная характеристика не сформирована, ее проявление носит случайный характер.
Полученные оценки, за каждое задание, суммируются и соотносятся соответственно с тремя уровнями развития гибкости и координационных способностей:
- высокий уровень - 15 – 18 балов;
- средний уровень - 10 – 14 баллов;
- низкий уровень - 6-9 и менее баллов.
Поставленные задачи решались методом анализа выполнения физических упражнений, целенаправленного наблюдения за процессом.
Для получения данных об исходном уровне развития координации были подобраны задания к каждому критерию:
1 Тест для определения способности к реакции (по М. А. Руновой).
Ребенок стоит в исходном положении ноги на ширине плеч и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). При выполнении задания не разрешается сходить с места. Даётся 2 попытки, засчитывается лучший результат:
- 3 балла – упражнение выполнено без ошибок;
- 2 балла – при одном нарушении (мяч упал);
- 1 балл – более одного нарушения.
2 Тест для определения способности к точности выполнения движений.
Ребё нок повторяет показанное упражнение:
И. п. : - основная стойка («солдат»,
1 – руки в стороны книзу («ракета», 2 – руки в стороны («самолт»,
3 – руки вверх наружу («дерево», 4 – руки вверх вместе («стрела»).
Критерии оценок:
- 3 балла – полное соответствие с образцом;
- 2 балла – руки недостаточно натянуты, замедленный темп, неуверенность;
- 1 балл – нарушение в последовательности движений.
3 Тест для определения способности к статическому равновесию
Стойка на одной ноге в позе «цапля», руки в стороны, вторая нога упирается на колено упорной, в течение 60 сек.
Критерии оценок:
- 3 балла – простоял не менее 60 сек; 2 балла – простоял не менее 50 сек;
- 1 балл – простоял менее 50 сек.
4 Тест для определения способности к целевой точности (по В. Н. Шебеко)
Метание мешочка в цель («снайпер», с расстояния 3 м., 3 попытки. 3балла – все попадания; 2 балла -1-2 попадания; 1 балл – ни одного попадания.
5. Тест для определения способности быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки (по Степаненковой Э. Я.)
Ребенок пробегает 10 – метровую дистанцию, на которой по прямой огибает кегли: одну справа, одну слева.
Критерии оценок:
- 3 балла – все повороты выполнены верно;
- 2 балла – 1-2 ошибки,
- 1 балл – более 2-х ошибок.
Методика определения уровня сформированности гибкости у детей старшего дошкольного возраста (по Ляху В. И).
Тест проводится совместно с воспитателем. Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Наклоняется вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамье, фиксирует уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи, то результат засчитывается со знаком минус.
В ходе анализа выполнения диагностических заданий велась фиксация результатов, были выявлены затруднения при их выполнении.
В тесте 1 проверялся уровень способности к реакции, проанализировав результаты, было выявлено, что высокого уровня развития у детей не наблюдается, развитие этой способности находится на среднем уровне у 12 человек (60 %, на низком уровне у 8 человек (40%).
Во втором тесте проверялась точность выполнения движения. Детям было предложено повторить движение без ошибок. В результате 3 человека (15%) справились с заданием успешно, без ошибок и показали высокий уровень, 10 человек (50 %) выполнили задание с небольшими неточностями и показали средний уровень и 7 детей (35 %) нарушили последовательность выполнения, показав низкий уровень.
Проверка статического равновесия в третьем тесте обнаружила следующие результаты: 5 детей (25 %) показали высокий уровень развития, 7 (35 %) средний, и 8 (40 %) низкий уровень развития статического равновесия.
Для определения точности попадания в цель детям было предложено, превратится в «снайперов», и постараться 5 раз «поразить» цель. С этим заданием 3 человека (15 %) справились без ошибок и показали высокий уровень, большая часть группы - 10 человек (50 %) допустили несколько ошибок, показав средний уровень, а 7 человека (35 %) совсем не справились с заданием.
Для пятого теста характерно, что большая часть детей – 12 человек (60 %) находятся на среднем уровне, у 6 человек (30 %) низкий уровень и 2 ребёнка (10 %) справились с заданием безошибочно, выполнив все повороты правильно.
При определении уровня развития общей гибкости было выявлено, что только 1 девочка (5%) имеет высокий уровень общей гибкости. У 11детей (55 %) она находится на среднем уровне, а у 8 человек (40 %) на низком уровне, большая часть - это мальчики.
Результаты экспериментальной работы отражены на рисунке 1, отражающей процентное соотношение распределения уровней сформированности гибкости и координации детей старшего дошкольного возраста.
Результаты проведенного нами диагностического обследования уровня развития координационных способностей детей отражены в таблице 1.
Таблица 1 – Уровень развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Уровни Баллы Количество детей
Высокий 18-15 3 человека
Средний 14-10 10 человек
Низкий менее 9 7 человек
Таким образом, проведя констатирующий эксперимент, были определены уровня развития гибкости и координации у детей старшего дошкольного возраста. Низкий уровень развития гибкости и координации имеют 7 человек (35%). Средний уровень отмечается у 10 человек, что составляет 50%, и только 3 ребенка имеют высокий уровень сформированности гибкости и координации, что составляет 15 %.
2 Основной этап работы по реализации проекта
Для достижения положительных результатов определила цель и задачи проекта.
Цель проекта: всестороннее гармоничное физическое развитие и совершенствование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством Джангл бейби йоги с элементами ритмопластики.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Образовательные:
- изучить технику выполнения асан;
- формировать правильную осанку и равномерное дыхание;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
- учить детей чувствовать свое тело (во время выполнения упражнений Джангл бейби йоги);
- вырабатывать равновесие, координацию движений.
Развивающие :
- развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;
- укреплять мышцы тела;
- сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;
- способствовать повышению иммунитета организма.
- развивать способности воспринимать музыку, т. е. чувствовать ее настроение и характер.
Воспитательные:
- воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость);
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;
- воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни.
Работа по реализации проекта включает следующие формы:
- рассказ детям о таком направление как Джангл бейби йога;
- показ основных асан животных;
- подбор музыкального сопровождения;
- выполнение детьми асан йоги, названных в честь разных животных;
- работа с родителями.
Продолжительность занятия с детьми шестого года жизни – 25 минут, с детьми седьмого года жизни – 30 минут.
При разучивании поз с детьми дошкольного возраста строго придерживаюсь определенных правил:
- Не следует заниматься упражнениями после еды, наиболее правильным и полезным будет их выполнение через 1 час после приема пищи.
- Одежда детей во время занятий должна быть облегченной: майка и шорты, ноги босые.
- Позы всегда следует выполнять после дыхательных упражнений.
- Перед началом выполнения упражнений необходимо провести динамическую разминку. Это разогреет мышцы и подготовит организм к статической нагрузке.
- При овладении позами необходимо соблюдать принцип постепенности: избегать перенапряжения у детей.
- При разучивании комплекса Джангл бейби йоги необходим четкий показ упражнений инструктором по физической культуре.
- Основным критерием правильности выполнения поз является ощущение бодрости и хорошего настроения.
- Для получения оздоровительного эффекта занятия должны проводиться систематически - не менее 2-3 раз в неделю.
- После выполнения комплекса упражнений Джангл бейби йоги необходимо в течение 2-3 минут проделать с детьми упражнения на расслабление.
- Наличие ковриков.
Занятия Джангл бейби йоги для детей включает в себя :
- Статический комплекс упражнений со статодинамическими элементами, как в целом воздействующий на организм человека, так и на его отдельные элементы.
2 Дыхательные техники.
3 Создание образов животных (пантера, лисица, скорпион, голубь, верблюд, ящерица, собака, кошка). Увлекательные истории и сказки, с «привязкой» к практике.
Комплекс упражнений Джангл бейби йоги включает :
1 Поза «кошка».
2 Поза «верблюд».
3 Поза «собака».
4 Поза «кобра».
5 Поза «аист».
6 Поза «лев».
7 Поза «лягушка».
8 Поза «черепаха».
Как сказано было выше, при выполнении каждой позы используется небольшой рассказ или история (приложение 1).
Также применяю упражнения на растяжку: «Бабочка», «Собака мордой вниз», «Замок», они укрепляют мышцы спины, живота, костную систему, делает гибким позвоночник.
Все занятия проводятся с музыкальным сопровождением. Хорошо подходят под статичное удержание асан этническая музыка Востока. Для детей используется спокойная негромкая музыка.
Во время выполнения упражнений напоминаю о том, что, необходимо следить за техникой выполнения, внимательно слушать указания.
Статодинамические элементы – это подготовительные упражнения для перехода от одной позы в другую.
Немаловажное значение при выполнении поз имеет дыхательные техники. В своей работе использую дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой, которая занимает особое место среди остальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. В отличие от традиционных подходов, при выполнении упражнений обращаю внимание не на весь процесс дыхания, а лишь на характер и качество вдохов. Выдох же считается естественным следствием процесса вдыхания. Весь комплекс состоит из 11 упражнений (приложение 2).
Дыхание – это жизнь, и от того, как мы дышим, зависит качество выполнения упражнений. Во время выполнения упражнений очень важно дышать глубоко, медленно и ровно, желательно бесшумно.
При выполнении статических поз соблюдаю определенные правила:
1 Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинаем выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Предлагаю сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снимаем напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.
2 Мысленно настраиваю на выполнение позы. Предлагаю детям посмотреть на представленный рисунок или личный образец взрослого, и представляют себя в этом положении.
3 Вхождение в позу. Последовательно выполняем позу. Одно движение за другим делаем плавно и спокойно.
4 Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.
5 Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.
6 Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.
Также мною было проведено занятия с элементами Джангл бейби йоги в старшей группе «В стране Джунглей» (приложение 3).
Реализуя проект, выстраиваю отношения с родителями. Составлен план взаимодействия (Приложение 4). Как показала практика, наиболее эффективная форма работы с родителями - это мастер-класс и совместные занятия с детьми.
Взаимодействие с педагогами осуществляю на протяжении всего периода реализации проекта. Составлен план (Приложение 5). Наиболее эффективной формой работы считаю семинар – практикум, мастер- класс.
В реализации проекта участвуют:
- инструктор по физической культуре;
- специалисты (педагог – психолог);
- воспитанники 5-7 лет;
- родители воспитанников.
В рамках проекта важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников образовательного процесса.
- Педагог–психолог – осуществляет психологическое обследование воспитанников, дает рекомендации по посещению данных занятий малоактивными детьми, отслеживает динамику психологического развития малоактивных детей.
- Музыкальный руководитель осуществляет помощь в подборе музыкальных произведений.
- Родители – присутствуют на занятии и по желанию совместно воспитанниками осваивают комплексы упражнений, участвуют в мастер- классах.
3 Заключительный этап проекта
В результате реализации проекта:
- Произошли изменения в предметно – развивающей среде ДОУ : обновлены мини-центры в возрастных группах нетрадиционным оборудованием, игровыми атрибутами, картотеками и пособиями.
- Повысилась эффективность взаимодействия родителей и педагогов ДОУ. 88% родителей являются активными участниками, помощниками во всех совместных мероприятиях, проектах, конкурсах.
- Повышается уровень физической подготовленности и двигательной активности детей.
- Повысился индекс здоровья, снизился процент заболеваемости.
У детей прослеживается положительная динамика уровня развития физических качеств.
Воспитанники:
- выполняют тестовые упражнения в соответствии с возрастными особенностями: на выносливость, силу, гибкость, координацию движения;
- проявляют желание участвовать в играх;
- умеют самостоятельно выполнять упражнения;
- контролируют сво самочувствие;
- имеют представление о здоровом образе жизни.
Важнейшим элементом в реализации проекта является отслеживание результатов.
Перспективы реализации проекта - после того как опыт реализации проекта будет распространён среди жителей и других образовательных учреждений, возможно у других учреждений появиться желание реализовать подобный проект в детском саду, либо при содействии администрации отдела образования будет запущена программа нетрадиционных форм оздоровления по всем образовательным учреждениям города.