Леся Помиркованая
Всеобуч для родителей «Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 комбинированного вида «Алёнушка»
Всеобуч для родителей
«Особенности сенсорного
развития детей раннего возраста»
Разработчик: Помиркованая Леся Виталиевна Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
п. Свободный, февраль 2014г.
Публикация «Всеобуч для родителей „Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Цель: Дать родителям полные знания о сенсорном развитии ребёнка раннего возраста, его значимости и особенностях.
Вооружить знаниями о значении игры в развитии ребёнка, о целесообразном педагогическом подборе игрушек и игр.
Приобщить к игре ребёнка – взрослого в условиях семьи.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений.
Восприятие – это непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторах кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств — это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Научить ребёнка обследовать предметы и различать их свойства ещё недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребёнка, нельзя не остановиться на понятии «Сенсорный эталон».
Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания.
В раннем возрасте ребёнок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте нужно познакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый). Формой предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Величиной предметов (большой, маленький); звуками окружающего мира (детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости). Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами.
Очень важно в раннем возрасте проводить разнообразные виды деятельности по сенсорному развитию, основная задача таких видов деятельности — накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия :
Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей.
Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.)
Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).
В каждом родившимся ребёнке спит гений. А вот удастся ли разбудить его в крохе, развить способности данные природой, зависит родители, только от вас.
Поэтому, помните. У вас никогда больше не будет такой возможности развить у ребёнка память, внимание, мышление, речь, как сейчас. Не упустите ни одного дня. Вероятно, вам известно, что ведущим видом деятельности у ребёнка является – игровая деятельность! Только через неё он может получать новые знания. Осваивать умения, овладевать навыками. И вот здесь вам не обойтись без развивающих игр.
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира.
В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:
различение цветов по принципу «такой цвет — не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их, друг к другу. Например, можно предложить ребенку найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, назовите их, не требуя от него повторения;
зрительное соотнесение цветов — восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить найти в комнате предметы (или предметные картинки) такого же цвета. После выполнения ребенком задания назовите цвет;
закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы, друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а так же называют основные цвета.
Четвертый лишний
Вам потребуются предметные картинки разных цветов.
1. желтая груша, желтый банан, желтое яблоко, оранжевый апельсин;
2. зеленый огурец, зеленое яблоко, зеленая груша, синяя слива;
3. красная клубника, красный помидор, красное яблоко, зеленое яблоко;
4. синяя бабочка, синее ведерко, синий флажок, зеленое ведерко.
Раздайте малышу карточки и предложите внимательно рассмотреть нарисованные на них предметы. Затем предложите найти и показать предмет, который отличается от остальных по цвету.
Форма — это внешнее очертание, наружный вид предмета.
В процессе знакомства детей с формой предметов выделяют следующие этапы:
практические действия. Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (всевозможные вкладыши, доски с отверстиями разной формы). На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме («такой — не такой», не называя ее;
зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур, путём положения друг на друга.
Найди пару по форме
Дайте малышу плоскую геометрическую фигурку из картона и предложите ему найти пару фигурке из заранее разложенных фигур на столе.
Эту игру можно повторять многократно, предлагая малышу геометрические фигуры разных цветов.
Величина — это значимое свойство предметов (размер, объем, протяжность, измеряемое на глаз путем сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов в метрической системе мер, единицах объёма.
Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе игр, направленных на сравнение предметов. При проведении подобных игр желательно:
1. предлагать сравнивать предметы только по одному параметру, например, только по высоте или только по ширине;
2. сравнивать по величине предметы, одинаковые по цвету и форме:
В процессе знакомства детей с величиной выделяют следующие этапы:
практические действия. Действуя с такими предметами, ребенок начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат игры, то есть величина становится значимым признаком;
зрительное восприятие величины. На этом этапе ребенок сравнивает предметы зрительно, на глаз;
Знакомить детей с величиной и закреплять знания о ней можно следующими способами:сравнивая пары предметов практически — способом приложения;
зрительно сравнивая резко различающиеся по величине пары предметов.
Спрячь в ладошке.
Вам понадобятся предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, игрушки из киндер – сюрпризов, резиновые игрушки).
Сначала дайте ребёнку маленький шарик или колечко и предложите спрятать его в ладошке. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе. Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».
Количество — это категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны числа, объема.
Обучение умению различать количество предметов может входить в задачи сенсорного воспитания лишь в раннем возрасте. Обучение детей умению различать количество предметов сначала происходит с использованием реальных предметов и игрушек и лишь постепенно вводятся картинки с их изображением.
Бутылки
Наполните бутылки водой: одну на четверть, другую наполовину, третью до краев. Вместе с ребёнком сравните количество воды в бутылках: «Посмотри, в этих бутылках вода. В этой — много воды, здесь половина бутылки, а в этой мало воды. Покажи, в какой бутылке много воды. Теперь покажи, в какой бутылке мало волы.»
Затем дайте малышу пустые бутылки и попросите налить в них из-под крана заданное количество воды: много, мало, половину.
Уважаемые, мамы и папы. Не забывайте по окончанию каждой игры хвалить и поощрять своего кроху. Не забывайте использовать полученный сенсорный опыт и в повседневной жизни ребёнка.
Помните, ваша основная задача накопить у ребёнка обширный сенсорный опыт. Это позволит малышу в более старшем возрасте обобщить свои знания, поможет использовать свой опыт в других ситуациях.
Практическая часть всеобуча
«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста».
Предлагаю родителям изготовить игру своими руками. Затем раздаю приготовленные листы с трафаретами на выбор:
1 группа игра «Зайчата». Игра направленна на ознакомление с цветами предметов.
2 группа игра «Куклы – неваляшки». Игра направленна на ознакомление с формой предметов.