Ольга Рамазанова
Консультация «Все хочет делать сам, даже то, чего еще не может»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из самых серьезных проблем — совмещение стремления ребенка к самостоятельности с обеспечением его безопасности. Вы не можете и не должны спокойно наблюдать, как ваше дитятко хватает острые ножи, отнимает еде у собаки или пытается воткнуть спицу в розетку. Но не рекомендуется в таких ситуациях обходиться простым «Нельзя!». Ребенку совершенно необходимо, чтобы Вы:
-объяснили ему, в чем именно состоит опасность;
-по мере приобретения им новым навыков предоставляли ему все больше свободы, то есть незапрещали больше, чем нужно.
Темочки:
Запрещая без объяснений и наказывая за активность, вы подвергаете ребенка очень большому риску. Ведь он будет считать, что вся опасность и водится только к родительскому наказанию. Собственного же представления о том, что опасно, а что нет, он так и не получит.
Вообще любые запреты имеют для ребенка смысл и ценность только в том случае, когда они действуют и для родителей. Вы не только запрещаете ему трогать горячий утюг или облизывать лезвие ножа — вы и сами не делаете этого.
Если вы боитесь, что он сломает магнитофон, то разумнее всего показать малышу, как с этой штукой нужно обращаться. Сложите «малышовые» кассеты или диски на одной полочке (а свои можете убрать куда-нибудь повыше, и пусть дитя наслаждается!
Еще раз: как можно чаще говорите «Да»! Если дитя желает мыть посуду — пусть моет! (А если сейчас проявить настойчивость и строго запретить ему подобные игры, то через десять лет ни за что не допроситесь, чтобы он сполоснул хотя бы свою чашку.) Боитесь, что разобьет? Дайте ему пластиковые емкости. Хочет помогать вам готовить? Пускай! Дайте ему, например, вареную картофелину и пластмассовый одноразовый ножик, пусть режет на здоровье.
Одним словом, планируйте мир, приспосабливайте его под потребности и возможности ребенка.
Если вы не можете сразу решить, что лучше сделать в данном случае,- немедленно запретить или поискать пути, на которых можно ответить «Да», задайте себе два вопроса. Во-первых, пригодится ли малышу в дальнейшей жизни то, что ему сейчас так хочется сделать? И, во-вторых, может ли он осуществить желанное действие без опасности для себя (по крайней мере, если вы будете рядом и поддержите его? Если на оба вопроса можно ответить утвердительно, то верным решением будет — сказать «Да»!
Запреты и наказания так же необходимы маленькому человеку, как и любовь.