Бирута Мащенко
Времена года. Моделирование. Занятие по экологии, подготовительная группа.
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс познания дошкольником природы совсем непрост. И начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления невозможно воспринимать непосредственно, поэтому в своей работе с детьми, я использую моделирование. Моделирование позволяет «построить» абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Для успешного усвоения детьми представлений о временах года, их структуре, связях и отношениях, существующих между неживой и живой природой, может помочь дидактическая игра «Времена года».
Публикация «Времена года, Моделирование, Занятие по экологии, подготовительная группа,» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тема: Времена года.
Цель: систематизировать представления детей о временах года на основе моделирования, содержащих отличительные признаки (солнце, небо, осадки, ветер, растения, животные, одежда).
Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи в неживой и живой природе.
Продолжать учить детей составлять рассказ – описание, основываясь на моделирования определенного времени года.
Развивать умение детей доказывать свои суждения опираясь на модели.
Материал к занятию :
Времена года – 4 полоски (желтая - осень, зима – белая, весна – зеленая, лето – красная);
Небо – облако (белое, туча (синяя);
Солнце – красное (с длинными лучами - летнее, желтое (лучи покороче - осеннее, желтое (лучи еще короче - зимнее, оранжевое (длинные лучи - весеннее, тепло (красный кружок, холодно (синий кружок);
Продолжительность светового дня (полоски черного и желтого цвета);
Ветер – дерево прямостоящее и под наклоном;
Осадки – дождь (капелька воды темно-синего цвета для холодного дождя, капелька воды светло-синего цвета для теплого дождя, снежинка, град;
Покров земли (черная полоска картона, сугробы, белая полоска);
Растения: - дерево и набор листьев (зеленые, красные, оранжевые, коричневые, почки;
- трава (зеленая, желтая, коричневая);
Силуэты животные: заяц (белый и серый, медведь (спит в берлоге и ходячий, белка (рыжая и серая, волк (один и стая, птицы (перелетные и зимующие, насекомые;
Силуэт человек и набор одежды (на все времена года).
Ход игры
Воспитатель загадывает загадку, например о зиме: «Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?
Ребенок. Это бывает зимой, потому что снег на полях, лед на реках.
Воспитатель предлагает детям выбрать из четырех полосок - времена года ту, которая относится к зиме и мотивировать свой ответ.
Ребенок. Я выбираю для зимы белую полоску, так как зимой много снега. Снег белого цвета.
Воспитатель. Почему наступила зима? Докажи свой ответ при помощи модели.
Ребенок. Зимой солнце поднимается низко над горизонтом, поэтому не греет и дает мало света (солнце с короткими лучами, кружок синего цвета и кружок темно/желтый).
Воспитатель. Какое небо зимой? Почему?
Ребенок. Небо зимой висит низко над землей, хмурое, так как солнце дает мало света (выбирает тучу).
Воспитатель. Как вы думаете какой по продолжительности день зимой. Почему?
Ребенок. День зимой короткий, а ночь длинная, потому что солнце дает мало света (выбирает короткую желтую полоску и длинную – полоску черного цвета).
Воспитатель. Какие выпадают зимой осадки? Докажи свой ответ.
Ребенок. Зимой идет снег, потому что солнце не греет. Капельки воды в воздухе превращаются в снег (снежинки).
Воспитатель. Что происходит с растениями зимой. Мотивируй свой ответ.
Ребенок. Растения зимой «спят» (находятся в стадии покоя, так как нет тепла и мало света, они не могут питаться. (Ребенок выбирает дерево без листьев)
Воспитатель. Расскажите о покрове земли зимой, используя модели.
Ребенок. Зимой земля покрыта снегом (выбирает сугробы или покрывает темную полоску – земля белой полоской - снег).
Воспитатель. Как вы думаете, почему зимой не замерзают корни растений?
Ребенок. Зимой корни растений и трава не замерзают, так как земля покрыта снегом. Снег защищает от мороза корни растений и траву (ребенок выбирает траву и прячет под «снег»).
Воспитатель. Как животные проводят зиму.
Ребенок. Заяц зимой белый, чтобы маскироваться от хищников. Медведь спит в берлоге, так как нет для него пищи и т. д. (выбирает соответствующие модели).
Воспитатель. Одень куклу на зимнюю прогулку. Объясни свои действия.
Ребенок. Люди, зимой надевают теплую одежду, головной убор и обувь, потому что холодно, так как солнце зимой не греет. (Ребенок выбирает одежду, которая соответствует зимнему периоду).
Итог игры: В конце игры ребенок может составить рассказ - описание «Зима», опираясь на модели.
Мащенко Бирута Павловна
Педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Мишутка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей, п. г. т. Федоровский Сургутский район Тюменская область ХМАО