Любовь Спесивцева
Конспект занятия «Времена года» по развитию речи в подготовительной группе
Цели:
- обобщить и систематизировать знания детей о временах года по основным существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы через игры и игровые упражнения;
-учить образовывать наречия (весна тёплая, а лето… теплее и т. д.);
-учить подбирать определения к словам зима, весна, лето, осень;
-закрепить умение проводить звуковой сигнал слов, различать гласные и согласные звуки;
-учить называть слова с заданным звуком;
Публикация «Конспект занятия „Времена года“ по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-учить делить слова на слоги;
-развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе, бережное к ней отношение;
Ход занятия
Собрались все дети в круг.
Я-твой друг и ты-мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: ребята, я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу для того, чтобы у вас целый день было хорошее настроение.
Ребята, один мой знакомый художник подарил мне картину. Вот она, Но вот, чем больше я на неё смотрю, тем больше затрудняюсь в названии картины. Как же эту картину можно назвать? Может, вы мне поможете? Посмотрите внимательно, что здесь нарисовано (весна, лето, осень, зима). Если здесь нарисованы все времена года, значит, как можно назвать эту картину? Времена года? (дети-да)
Сколько всего времён года? (дети -4)
Назовите времена года по порядку (зима, весна, лето, осень).
Задание 1. Игра «Кто больше?»
Какими словами можно сказать о зиме? Зима, какая? (Морозная, снежная, холодная, сказочная)
Какими словами можно сказать о весне? Весна, какая? (Тёплая, радостная, долгожданная, весёлая, звонкая, цветущая, ранняя, поздняя, красивая)
Какими словами можно сказать о лете? Лето, какое? (Знойное, тёплое, жаркое, душное, урожайное, засушливое, дождливое, солнечное.).
Какими словами можно сказать об осени? Осень, какая? (Золотая, дождливая, сырая, поздняя, ненастная, ранняя, унылая, хмурая)
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Сейчас зима. Время года – зима.
Воспитатель. Как вы догадались?
Дети: На улице холодно. Выпал снег. Мороз и ветер.
Воспитатель. Вы правильно назвали приметы зимы. Молодцы.
Задание 2. «Узнай время года»
Если в поле ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли
Если в роще над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный.
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна-
Значит, это уже (лето,
Значит, кончилась… (весна).
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Завалился медведь спать.
Что за время года к нам пришло опять? (Осень)
Сыплет, Сыплет снег охапками
На поля она, До бровей накрылись шапками
Во дворе дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло, а сейчас-гляди, 4как весело
И белым-бело! (Зимой)
Задание 3. Как вы думаете, что зимой «хорошо», а что «плохо»?
Хорошо: много снега, можно кататься на санках, можно лепить снеговика, играть в снежки, праздник новогодний.
Плохо: Нос мёрзнет, нужно одевать много одежды, много снега-тяжело ходить, сильный ветер.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием! (даю наклейки за ответ).
Скажите, а какое время года вам нравится больше всего? (Слушаю ответы детей)
И это не удивительно, что вам всем нравятся разные времена года.
Задание 4. «Не ошибись».
Воспитатель бросает мяч и называет слово, а дети первый звук этого слова (зима, весна, лето, осень, дождь, снег, радуга, ветер, сугробы, метель, солнце, туча, облако, жара, капля, листья, трава, сосульки, роса).
Физкультминутка.
Один-два -все вставайте.
Три-четыре-приседайте,
Пять-шесть-повернитесь,
Семь-восемь-улыбнитесь,
Девять-десять-не зевайте, Своё место занимайте.
Задание 5. Упражнение : Разбери слово».
Ребята, а давайте вместе разберём слово «лето»? ( Дети : да)
Сколько в слове «лето» букв(4) Назови согласные в этом слове? (л, т) Назови гласные? (е, о). в этом слове два гласных звука и два согласных звука. А сколько слогов в этом слове? (два слога -ле –то)
Слово «снег»
Сколько в слове снег букв? (4) Назови согласные в этом слове? (с, н, г). Назови гласные (е).
А сколько слогов в этом слове (1 слог).
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.
Задание 6. Последнее, важное задание - мы должны с вами отгадать загадки.
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины, разукрасил все витрины? (Зима)
Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю. Движения полна, зовут меня (весна)
Солнце печёт и липа цветёт,
Рожь поспевает,
А когда это бывает? (Лето)
Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья. (Осень)
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет. (Времена года)
Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями!
Наше занятие подошло к концу, спасибо вам, что вы слушали очень внимательно и правильно отвечали на все вопросы.
Анализ занятия
Сегодня мы с вами поговорили о временах года. Теперь вы знаете, что все времена года приходят в своё время. Придумали много определений к словам «лето», «осень», «весна», «зима». Правильно определяли количество звуков в словах, делили слова на слоги, отгадывали загадки.