Татьяна Гальцева
Возрастные особенности общения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя посредство других людей. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми:
- Ситуативно-личностное;
- Ситуативно-деловое;
- Внеситуативно-познавательное;
- Внеситуативно-личностное
Публикация «Возрастные особенности общения дошкольников» размещена в разделах
Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым.
В дошкольном возрасте В ЖИЗНЬ ребёнка прочно входят другие дети - сверстники. Между детьми проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Между дошкольниками разворачивается и порой драматическая картина отношений. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется: они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали.
Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт, во многом определяющий характер отношений человека к себе, к другим, к миру в целом, далеко не всегда складывается удачно. У некоторых детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим людям. И этому «помогают» родители, которые, не задумываясь над последствиями, учат своих детей давать «сдачи», советуют не играть с обидчиками. Они думают, что это лучшее решение проблемных отношений детей. Кроме того, родители мало внимания обращают на бесцельный просмотр телевизионных передач и игры с компьютером, где дети очень часто сталкиваются с жёсткими и агрессивными способами общения. А ведь кому, как не родителям, нужно вовремя обратить внимание на негативное отношение своего ребёнка к сверстникам и помочь преодолеть эти проблемы.
Решение проблем общения детей со сверстниками в процессе формирования гармоничной, основанной на традиционных ценностях и смыслах - это одна из проблем методики практики дошкольного воспитания. От этого зависит формирование идеального и потенциального образа себя и представителей своего поколения. О важности решения данной проблемы свидетельствуют не только ученые, но и народная мудрость. Она говорит: «Дети не являются детьми своих родителей, потому что они - дети своего времени».
Для решения проблем общения детей необходимо знать возрастные особенности общения, нормальный ход общения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль, и появляется представление о самом себе. Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков.
В младшем дошкольном возрасте (3 - 4 года) ребёнок ждёт от сверстников соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Играть одному ему становится скучно, и он ищет общения с другими детьми. Сначала дети этого возраста обычно тянутся к ребятам постарше, обижаются, если те их не принимают. У них появляется чувство, что они уже много знают, умеют, им хочется это показать. Поэтому общение со сверстниками становится так же необходимо, как и со взрослыми. Ему необходимо, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или по - переменно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнёра. Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, то делает другой ребёнок. Трёхлетние малыши не могут вместе играть в игрушки, они часто ссорятся из-за понравившейся машинки, совочка или куклы. Новая интересная игрушка является препятствием и закрывает собой другого ребёнка; внимание ребёнка притягивается к игрушке, а сверстник воспринимается как помеха. Совершенно другое дело, когда таких отвлекающих предметов нет; тогда малыши наслаждаются обществом друг друга - бегают, визжат, кричат, хохочут. Но начало совместных игр еще не дает права делать вывод, что у ребенка налицо товарищеские чувства.
3-4-летние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Им важнее всего поддержка и признание взрослого, чем другого ребёнка. Дети в этом возрасте плохо запоминают имя сверстника и даже его внешний облик. Им всё равно, с кем возиться лишь бы партнёр действовал так же и переживал то же самое.
Таким образом, сверстник ещё не играет существенной роли в жизни младших дошкольников. В 3 - 4 года общение со сверстниками приносит, в основном, радостные эмоции. А вот позднее возникают более сложные и не всегда радужные отношения.
В детском общении 4-5-летних детей проявляется конкретное соревновательное начало. В любой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и сравнивают со своими. У большинства детей неудачи товарища вызывают нескрываемую радость, а вот похвала вызывает огорчение, зависть. Детская обида, ревность, зависть осложняют отношения детей. В среднем дошкольном возрасте происходит глубокая качественная перестройка отношений ребёнка со сверстниками. Другой ребёнок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено на противопоставление себя и других. Каждому важно показать, что он хоть в чем-то лучше других. Такое сравнение отражает прежде всего изменения в самосознании ребёнка. Через сравнение со сверстниками он оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а в глазах сверстника.
К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстникам существенно меняется. К 6 - 7 годам ребёнок более осмысленно реагирует на поступки товарищей и взрослых, у него возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Дети сравнивают свои действия с действиями других детей, стремятся помочь собеседнику, заступиться за товарища, если он был прав в той или иной ситуации, помочь сверстнику сделать то, что у него не получается. Ребята в этом возрасте больше заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять вместе на прогулке и т. д. В 6 - 7 лет возникает первая детская влюблённость между мальчиками и девочками.
К концу дошкольного возраста потребность во взаимоотношениях и сопереживании возрастает. Таким образом, преобразуется потребность в общении от младшего дошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве в младшем дошкольном возрасте через средний дошкольный возраст с его доминирующей потребностью в доброжелательном внимании к сверстнику – к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в переживании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ПОД РЕД. АНДРЕЕВОЙ Т. М., ДОНЦОВОЙ А. И. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ. - М. : АСПЕКТ ПРЕСС, 2002.
2. ХЕЛЕН БИ. РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА. – 9-Е ИЗД. - СПБ. : ПИТЕР, 2004.
3. ГАЛИГУЗОВА Л. И., СМИРНОВА Е. О. СТУПЕНИ ОБЩЕНИЯ ОТ ГОДА ДО СЕМИ. – М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1992.