Светлана Ярмоленко
Консультация для родителей «Возрастные особенности и новообразования старшего дошкольного детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности и новообразования старшего дошкольного детства
Рост и развитие ребёнка протекает неравномерно. Процесс идёт то быстрее, то медленнее, включая в себя периоды резких перемен и переломов. Каждому новому этапу предшествует небольшой спад. Поскольку нервная система ребенка пока незрелая, то приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми. Каждый новый освоенный этап - своего рода перелом.
Публикация «Консультация для родителей „Возрастные особенности и новообразования старшего дошкольного детства“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Старший дошкольный возраст - период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни - обучению в школе.
Дошкольный возраст 5 - 6 лет
Ведущей потребностью данного возраста является потребность в общении; творческой активности.
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция - воображение.
Особенности возраста 5 - 6 лет
общение со взрослым ситуативно-личностное
проявление произвольности всех психических процессов
в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой
развитие фантазии
проявление творческой активности во всех видах деятельности
половая идентификация
Возраст 5-6 лет является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. В ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Этот период наиболее благоприятный для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
В 5-6 лет ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Ребенок становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения со взрослыми расширяются. Родители выступают для ребенка как образец поведения.
Дети начинают критически относиться к некоторым своим недостаткам и недостаткам своих сверстников. Возникает желание показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Чем родители могут помочь ребенку
С уважением относиться к фантазиям и желаниям ребенка
Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению
Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками
Постепенно снижать контроль и опеку
Всегда отвечать на вопросы ребенка ясно и максимально просто
Помогать ребенку справляться со страхами
Дошкольный возраст 6 - 7 лет
Ведущая потребность – общение, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Ведущая деятельность – остается сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – воображение.
В этом возрасте ребенок может контролировать, направлять и оценивать свое поведение и деятельность. Интенсивно развивается познавательный интерес, ребенок постоянно задает вопросы взрослым.
К 7 годам ребенок входит в «возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода становиться так называемая «потеря детской непосредетсвенности», которая выражается в манерничании, кривлянии и паясничании.
Новообразования
•внутренний план действий;
•произвольность всех психических процессов;
•возникновение соподчинения мотивов;
•самосознание, обобщенное и внеситуативное отношение к себе;
• возникновение первой целостной картины мира;
•появление учебно-познавательного мотива.
Появляются непослушание и споры со взрослыми по разным поводам, демонстративно делаеть то, что родителям не нравится.
В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведения с позиции «Я не маленький!», пытаясь рассуждать на темы, используя терминологию и фразы взрослых, не всегда логично и верно.
Дети начинают обращать внимание на свою внешность (пытаться одеваться как взрослые или как «популярные» сверстники).
Кризис 7 лет
Наравне с кризисом, появляются и положительные стороны этого периода:
появляется способность ребенка к осознанному поведению в общении с взрослыми вне семейного круга;
ребенок четко понимает, что то, что можно сказать родителям, никак нельзя говорить чужим людям (то есть ребенок понимает и принимает определенные правила общения с внешним миром, вне семьи);
ребенок получает способность понимать, что он чувствует и главное понимать причину их возникновения, а далее осознанно моделировать дальнейшее поведение и ставить цели.
В этот период происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению. Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.
Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.
Психологическая готовность ребенка к школе включает следующее:
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться.
Эмоционально-волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Интеллектуальная готовность - соответствие возрасту развитие памяти, речи, мышления, ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен.
Речевая готовность к школе:
- сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп;
- сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;
- умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и
смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных;
- сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью.
Крайне важно помнить, что если по результатам диагностики ребенок не готов к школе, то не стоит это воспринимать как диагноз. Ребенок обязательно «дорастет» до школы, просто сейчас он к этому еще не готов.
Как общаться родителям с ребенком во время возрастного кризиса 6-7 лет
Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.
Постарайтесь взять на себя роль друга и советчика, а не строгого воспитателя. Помогайте ребенку в сложных для него ситуациях.
Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.
Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Принимайте точку зрения ребенка и соглашайтесь с ним, это укрепит в ребенке чувство самоуважения.
Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.
Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них. Возраст 6 – 7 лет - это возраст почемучек.
Будьте последовательны в своих требованиях. Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования.
Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.
Соблюдайте культуру диалога, ведь ваш ребенок во всем подражает вам, он ваше зеркальное отражение.
Список использованной литературы:
1. Волков Б. С. : Готовим ребёнка к школе. - СПб. : Питер, 2009
2. Глухов В. П. : Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М. : АРКТИ, 2004
3. Ильина М. Н. : Подготовка к школе. - СПб. : Питер, 2008
4. Лысенко Е. М. : Возрастная психология. - М. : Владос, 2006
5. Смирнова Е. О. : Детская психология. - М. : ВЛАДОС, 2003
6. Стародубова Н. А. : Теория и методика развития речи дошкольников. - М. : Академия, 2008