Кузнецова Яна Сергеевна
Возрастные особенности детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, окружающее малыша, вызывает интерес. В ходе практического знакомства с ними совершенствуется восприятие, развивается мышление, подкрепляющееся вопросами познавательного характера. К концу раннего возраста у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить, сравнивать их: дети охотно выполняют действия по образцу, предлагаемому взрослым.
Публикация «Возрастные особенности детей 2–3 лет» размещена в разделах
Восприятие у детей данного возраста развивается в процессе практических действий, общения, игры.
В раннем возрасте речь развивается быстрыми темпами. Дети сопровождают речью почти все свои действия, повторяют все, что слышат, «играют словами, повторяя одно слово с разными интонациями, с удовольствием рифмуют слова.
Становятся разнообразными поводы речевых обращений ребенка к взрослому: рассказывает о том, что сделал или увидел; просит показать, как надо что-то сделать; делится переживаниями. Задает вопросы по поводу всего, что видит вокруг себя.
К трем годам ребенок обладает большим словарным запасом. В речи появляются предлоги, наречия (над, под, на, рядом; как, когда, потому что, и).
Ребенок начинает пользоваться многословными предложениями, вопросительной и восклицательной формами.
Память у детей раннего возраста образная, непроизвольная. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо остается в памяти то, что было интересно эмоционально окрашено.
Произвольное внимание еще не развито, поэтому ребенку трудно делать то, что не вызывает интерес, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
Хорошо в этом возрасте развито воображение, для которого игра является благоприятной почвой. Это выражается в использовании замещающих действий и предметов. Дети третьего года жизни способны придумать их самостоятельно, проявляя большую изобретательность и творчество.
Для детей раннего возраста характерна эмоциональная лабильность – быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому – согласия в капризы, радости в обиду.
Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничения свободы. К трем годам начинает формироваться характер, складывается определенное отношение к себе. Для ребенка становится важным его успешность или неуспешность в делах и играх.
Взрослый является проводником в мир людей, природы, вещей. Доброе отношение, доверие, чувство защищенности помогают ребенку войти в мир.
На третьем году жизни начинает складываться общение ребенка со сверстниками. Малыши любят бегать, прыгать друг перед другом, подражать звукам. В ходе эмоционально окрашенных игр дети ощущают сходство, равенство возможностей, учатся договариваться на языке действий. Ребенок, наблюдая за ровесником и подражая его действиям, познает себя.
Для ребенка привлекательны действия взрослых. Он хочет делать то же и так же, как они. Тенденция подражать взрослому лежит в основе появления процессуальной игры, в ходе которой ребенок в условном плане, «понарошку» может действовать как взрослый.
Ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит. На третьем году жизни ребенка процессуальная игра достигает своего расцвета. Обогащается ее эмоциональная окраска, увеличивается ее продолжительность, игра становится все более самостоятельной. На смену разрозненным игровым действиям приходит последовательная и самостоятельная «проработка» выбранного сюжета, включающая множество разнообразных действий, их постоянные повторения и вариации с использованием различных предметов.
Усложняется содержание игр с сюжетными игрушками. Ребенок разыгрывает разнообразные сюжеты, все чаще пользуется предметами – заместителями, что свидетельствует о развитии воображения.
Продолжается интенсивное развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным. Дети раннего возраста любознательны, они продолжают осваивать окружающий внешний мир, начинают осваивать мир социальный. Начинает происходить овладение социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми. Общение со взрослыми совершенствует речь ребенка, вырабатывает психические реакции.
Самооценка ярко эмоционально окрашена, это связано со стремлением быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получить их одобрение.
Ребенок начинает усваивать нормы поведения, а также различные формы общения. Совершенствуются навыки самообслуживания, все более осознанно хочет действовать как взрослый, ребенка начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.
К трем годам возникает система «Я», включающая представление о своей половой принадлежности, потребность в одобрении, признании («я хороший») и самостоятельности («я сам»).