Приложение МААМ

Возрастные и индивидуальные особенности детей 2–3 лет

Наталья Кожевникова
Возрастные и индивидуальные особенности детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются:

восприятие,

речь,

начальные формы произвольного поведения,

игры,

наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

Темочки:

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна :

неосознанность мотивов,

импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.

Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития - это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа.

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Параметры описания социальной ситуации развития

Ранний возраст (2-3 года)

Объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом.

Две сферы социальных отношений:

1. «ребенок – взрослый»

2. «ребенок – дети»

Ребёнок начинает общаться со сверстниками.

Роль взрослого главная.

Особенности пониманияребенком занимаемой им социальной позициии своих взаимоотношений с окружающими людьми

На третьем году начинает складываться общение ребёнка со сверстниками.

Взрослый является проводником в мир людей, природы, вещей.

Отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.

Появляется феномен «Я сам» – происходит распад единого предметного действия. Взрослый отделяется от ребёнка, ребёнок впервые видит взрослого и его действия, как образцы, и действует, так как взрослый, не вместе с ним, не под руководством взрослого, а так как он.

Ребёнок стремится к самостоятельным действиям, которые связаны с возникновением личного действия.

Ведущий вид деятельности

Предметно-манипулятивная деятельность

Развитие психических функций:

Восприятие

Память

Мышление

Речь

Восприятие. Восприятие развивается в процессе практических действий, общения, игры.

Память. Ребёнок хорошо запоминает только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно эмоционально окрашено.

Мышление. К концу раннего возраста у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить, сравнивать их: малыши охотно выполняют действия по образцу, предлагаемому взрослым.

Речь. В раннем возрасте речь развивается быстрыми темпами. Дети сопровождают речью почти все свои действия, повторяют всё, что слышат, «играют» словами, повторяя одно слово с разными интонациями, с удовольствием рифмуют слова. Речь становится особым предметом деятельности, в котором они открывают всё новые и новые стороны. Ребёнок может запомнить и воспроизвести стихотворение; пересказать слышанную от взрослого сказку или рассказ (к трём годам).

Особенности личности :

Эмоциональная сфера

Для детей раннего возраста характерна эмоциональная лабильность – быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому – согласия в капризы, радости в обиду.

У ребёнка чётко выявляются индивидуальные черты характера.

Кризис:

Суть кризиса: в чем противоречия;

Проявления: особенности поведения ребенка в кризисе

Социальная ситуация слитности ребёнка с взрослым исчезает, появляется двое: ребёнок и взрослый.

Кризис трёх лет. Суть всех проявлений этого кризиса одна: ребенок противопоставляет себя не только родителям, но и всему миру.

Поведение взрослого в кризисе ребенка

Частые запреты родителей могут приводить к возникновению бурных вспышек. Поэтому нужно запрещать только то, что действительно нельзя и это «нельзя» должно быть одинаково и постоянно и в этом окружающие должны быть солидарны.

Не запрещайте лишнего, пусть существуют какие-то вещи, которые ребёнку можно будет делать. Ему нужно давать возможность познавать мир, иначе психическое развитие будет недостаточное и запоздалое.

В этот период постарайтесь уделять больше внимания малышу, играйте вместе с ним, много разговаривайте. Он всё понимает и много запоминает.

Не повышайте при ребёнке голос и сведите к минимуму ситуации, которые могли бы вызвать ваше раздражение.

Ребёнок должен придерживаться режима дня, кормление проводите по часам, чтобы он не ожидал еды и не капризничал.

Создайте в доме безопасную обстановку для того, чтобы малыш, исследуя окружающий мир, не поранился.

Радуйтесь его успехам вместе с ним.

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).

Формировать:

у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним.

умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.

Воспитывать:

отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.

Ребенок в семье и сообществе

Образ Я.

Формировать:

у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя.

у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.

Семья.

Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.

Детский сад.

Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).

Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки.

На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.

Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Формировать:

привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

умение во время еды правильно держать ложку.

Учить с помощью взрослого:

приводить себя в порядок;

пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Самообслуживание.

Учить детей :

одеваться и раздеваться в определенном порядке;

при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках);

в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

Приучать детей к опрятности.

Общественно-полезный труд.

Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и пр.

Приучать:

поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

уважение к труду взрослых.

Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.

Обращать внимание на то, что и как делает взрослый:

как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит);

как дворник подметает двор, убирает снег;

как столяр чинит беседку и т. д. ,

зачем он выполняет те или иные действия.

Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе.

Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе

не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить;

не рвать и не брать в рот растения и пр.

Безопасность на дорогах.

Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге.

Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

Безопасность собственной жизнедеятельности.

Знакомить:

с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.

с понятиями «можно – нельзя», «опасно».

Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.).

Формирование элементарных математических представлений

Количество.

Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.

Учить различать количество предметов:

один — много

Величина.

Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи:

большой дом — маленький домик,

большая матрешка — маленькая матрешка,

большие мячи — маленькие мячи и т. д.

Форма.

Учить различать предметы по форме и называть их:

кубик,

кирпичик,

шар и пр.

Ориентировка в пространстве.

Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела:

голова,

лицо,

руки,

ноги,

спина.

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Развитие речи

Развивающая речевая среда

Способствовать развитию речи, как средства общения.

Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми:

«Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел»,

«Узнай у тети Оли и расскажи мне.»,

«Предупреди Митю. Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»

Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем.

Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях:

например, о повадках и хитростях домашних животных;

показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).

Формирование словаря

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру:

«Принеси Машеньке вазочку для варенья»,

«Возьми красный карандаш»,

«Спой песенку маленькому медвежонку»;

называть их местоположение:

«Грибок на верхней полочке, высоко»,

«Стоят рядом»

имитировать действия людей и движения животных:

«Покажи, как поливают из леечки»,

«Походи, как медвежонок»

Обогащать словарь детей :

существительными, обозначающими названия:

игрушек,

предметов личной гигиены:

полотенце,

зубная щетка,

расческа,

носовой платок,

одежды,

обуви,

посуды,

мебели,

спальных принадлежностей:

одеяло,

подушка,

простыня,

пижама,

транспортных средств:

автомашина,

автобус,

овощей,

фруктов,

домашних животных и их детенышей;

глаголами обозначающими:

трудовые действия:

стирать,

лечить,

поливать,

действия, противоположные по значению:

открывать — закрывать,

снимать — надевать,

брать — класть,

действия, характеризующие взаимоотношения людей:

помочь,

пожалеть,

подарить,

обнять,

их эмоциональное состояние:

плакать,

смеяться,

радоваться,

обижаться;

прилагательными, обозначающими:

цвет:

красный,

синий,

вкус:

сладкий,

кислый,

величину:

большой,

маленький,

температуру предмета:

холодный,

горячий;

наречиями:

близко,

далеко,

высоко,

быстро,

темно,

тихо,

холодно,

жарко,

скользко.

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

Звуковая культура речи.

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).

Способствовать развитию :

артикуляционного и голосового аппарата,

речевого дыхания,

слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса:

«Киска, брысь!»,

«Кто пришел?»,

«Кто стучит?».

Грамматический строй речи.

Учить согласовывать:

существительные и местоимения с глаголами,

употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам,

использовать в речи предлоги:

в,

на,

у,

за,

под.

Упражнять в употреблении:

некоторых вопросительных слов:

кто,

что,

где

и несложных фраз, состоящих из 2– 4 слов:

«Кисонька-мурысенька, куда пошла?».

Связная речь.

Помогать детям, отвечать:

на простейшие:

«Что?»,

«Кто?»,

«Что делает?»

и более сложные вопросы:

«Во что одет?»,

«Что везет?»,

«Кому?»,

«Какой?»,

«Где?»,

«Когда?»,

«Куда?».

Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать:

об изображенном на картинке,

о новой игрушке (обновке,

о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы.

Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Протокол родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Присут: 28 родит Отсутствует: 7 родит. Повестка дня 1 консультация для родителей. Тема : " Возрастные особенности детей 3-4 лет" Воспитатель.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Родительское собрание «Возрастные особенности дошкольников пяти-шести лет. Подготовка к новому учебному году»Родительское собрание «Возрастные особенности дошкольников пяти-шести лет. Подготовка к новому учебному году» .

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Возрастные и индивидуальные особенности детей 2–3 лет
Опубликовано: 24 января 2020 в 13:02
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возрастные и индивидуальные особенности детей 2–3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кожевникова (УИ 1947756) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД