Масленникова Ирина
Возрастно-психологические особенности развития детей от 3 до 4 лет
Возрастной период 3-4 года получил в психологии и педагогике название младшего дошкольного возраста. Особенности детей этого периода развития связаны, прежде всего, с тем, что они вышли или еще находятся внутри кризиса трех лет. Именно с этим связано упрямство и негативные симптомы поведения детей этого возраста. Основные изменения в этом возрасте связаны с тремя особенностями. Во-первых, дети научаются выделять себя из окружающего мира и всеми способами стараются утвердить свое «Я». Не зря кризис трех лет получил в психологии название «Я сам». Во-вторых, дошкольники, находящиеся в этом периоде, осознают себя субъектами собственной речи (Н. В. Разина). Это означает, что ребенок понимает, что с помощью слов он может передать образ предмета, которого у него нет непосредственно перед глазами, может передать действия с ним, может даже сконструировать ситуацию. Иными словами, в этом возрасте у ребенка возникает мир, параллельный миру реальному. Этот мир, с одной стороны, является полным отражением реального мира, но, с другой стороны, он задается и передается при помощи слов. Наконец, у детей этого возраста впервые возникает воображение как самостоятельный психический процесс.
Публикация «Возрастно-психологические особенности развития детей от 3 до 4 лет» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Возникновение воображения, как самостоятельного психического процесса, означает, прежде всего, что смысловая сфера становится предметом сознания детей. Если до выхода ребенка из кризиса трех лет, он, преимущественно, ориентировался на реальный мир (собственное восприятие) и в некоторых случаях, на смыслы, задаваемые ему взрослым, то теперь он может самостоятельно «превращать» один предмет в другой. Например, до выхода из кризиса трех лет малыш сидит и стучит ложкой об стул. После слов мамы о том, что «малыш как папа забивает гвоздик» и при условии, что ребенку знакома эта ситуация (когда папа забивает гвоздик, он, с одной стороны, продолжает стучать ложкой, но его стук превращается из просто шумового эффекта в целенаправленное действие. При этом (если ребенок еще не прошел кризиса трех лет) малыш довольно скоро или перестанет стучать или снова начнет получать шумовой эффект. После выхода из кризиса трех лет ребенок самостоятельно способен превратить, например, стул в стол. Это происходит на основе способности детей, возникающей в кризисе трех лет, выделять ключевое действие предмета (на столе едят, на лошадке скачут и т. п.). После этого ребенок, организовывая еду на любом предмете, тем самым превращает его в стол. Аналогичным образом, если он скачет верхом на стуле или на палочке, то стул и палочка становятся лошадкой. Возникновение воображения в качестве самостоятельного психического процесса обеспечивает возникновения третьего мира, параллельного реальному и вербальному. Это мир смыслов и он с самого начала не только не похож на реальный мир, окружающий ребенка, но, во многом является его перевернутым изображением. Если в реальности ребенок маленький, то в мире смыслов он большой и т. п. Воображение дошкольников 3-4 лет еще очень связано с собственным восприятием ребенка. Именно поэтому его реализация непосредственно связана с особенностями предметной среды. Если предметная среда строго определена, то для реализации воображения детей этого возраста просто нет условий. Они по-прежнему ориентированы на собственное восприятие. Если ребенок до выхода из кризиса трех лет, можно сказать, находится в плену у собственного восприятия, он не может ни- чего придумать, сконструировать, вообразить, то после выхода из кризиса эта способность у детей появляется. Правда, они могут внести смысл в мало знакомые предметы, слова, ситуации. В хорошо знакомых ситуациях они по-прежнему ориентированы на заданные свойства и характеристики предметов и ситуаций. Это хорошо видно на примере игрушек. Дети этого возраста с соответствующим уровнем развития воображения, где главным компонентом является предметная среда, не могут использовать предметы заместители. Таким образом, если у них нет игрушечного шприца, а есть палочки и т. п., они не будут играть в больницу. К четырем годам (если речь идет о психологическом возрасте ребенка) у дошкольников возникает способность быть одновременно в реальном и смысловом поле. Иными словами, у ребенка возникает способность быть двусубъектным, что является критерием того, что у него сформировалась психологическая готовность к игровой деятельности.