Нина Николаевна Семёнова
Возможности развития мелкой моторики и координации на логопедических занятиях у детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Нарастание экологических проблем, стремительный прогресс, многократный рост количества развлекательного контента для детей – все эти факторы существенно влияют на развитие детей, и не в лучшую сторону.
Мы логопеды бьем тревогу – число детей с речевыми патологиями растет в геометрической прогрессии. Чтобы нивелировать влияние негативных факторов, постоянно разрабатываются новые дидактические игры, пособия, применяются и давние методики. Одна из них – методика М. Монтессори, ставшая сегодня актуальной как никогда. В своих исследованиях итальянский педагог Мария Монтессори, разработавшая систему поэтапного развития, отмечала, что маленький ребенок воспринимает информацию в большей степени через сенсорные ощущения. Нам всем с вами известно, что речевые зоны мозга находятся непосредственной близости с зоной, которая управляет движениями пальцев рук. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей. Понимая важность этой проблемы, педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения делают большой упор в работе на развитие мелкой моторики и координацию движений рук через организацию образовательной деятельности, подгрупповую и индивидуальную работу с детьми, работу с педагогами и родителями по следующим направлениям:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Мелкая моторика
- Нарушение речи, ОНР
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
1. Массаж, пальчиковая гимнастика, физические упражнения;
2. Комплекс упражнений для пальцев и кистей рук с использованием предметов;
3. Графические задания в тетрадях.
4. Использование элементов системы М. Монтессори
Сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на использование элементов системы М. Монтессори. Важнейший элемент этой технологии — это развивающая среда. Но Монтессори-материалы очень дороги и, конечно же, не каждый детский сад имеет возможность их приобрести. Выход здесь один — пришлось создать специальную развивающую среду для детей, изготовленную своими руками, заменив Монтессори–материалы на аналоги доступные в условиях детского сада, при этом проявив свои умения и фантазию- это бизиборд.
Бизиборд в переводе с англ. “занимательная доска”. И если с “доской” здесь всё понятно, то почему “занимательная”?. Потому что, Перевод слова “busy” : означает оживленный, суетливый, деятельный, заниматься, возиться, хлопотать.
Лично мне суть данного перевода понравилась и по-моему отлично описывает суть бизиборда.
Ведь БизиБорд – это детская доска, на которой зафиксированы специальные элементы.
Бизиборд – это революция в подходе к детскому развитию и раскрытию потенциала ребенка от 9 месяцев до 6 лет.
Ценность бизибордов заключена в следующем?
Компактность - относительно небольшой размер бизиборда позволяет минимизировать пространство для его хранения и занятий с ним.
Развитие мелкой моторики рук - выполняя упражнения, предлагаемые бизибордом, ребенок с каждым разом всё точнее и точнее выполняет мелкие движения пальцами и кистями рук.
Координация - происходит процесс согласования активности мышц тела, направленные на выполнение разнообразных двигательных задач, необходимых ребенку в данный момент.
Воспитание усидчивости, самостоятельности, а также цветовосприятие и развитие всех психических процессов.
И конечно же, развитие различных анализаторов:
- Зрительные: здесь мы можем использовать технологию Владимира Филипповича Базарного, разместив на доске, как мелкие предметы, так и крупные предметы.
Ребенок вынужден всматриваться, напрягать зрение, а это своего рода гимнастика для глаз, развитие зрительного анализатора.
- Слуховые анализаторы, когда ребенок с закрытыми глазами распознает различные звуки.
- Обонятельные анализаторы: мешочки с запахами «Определи, что в мешочке».
- Осязательные анализаторы: ребенок с закрытыми глазами ощупывает предметы, обводит пальчиком буквы (сделанные из различных материалов, цифры, ну и просто действует с предметами, систематически и постоянно развивая, мелкую моторику рук.
Таким образом, бизиборд – не просто красивая игрушка, а дидактическая игра с множеством функций, который можно использовать для гармоничного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. А для меня бизиборд – это мой помощник для развития мелкой моторики рук.