Папки-передвижки

Возможности образовательного процесса ДОУ в организации культурно-эстетической деятельности старших дошкольников

Портнова Оксана
Возможности образовательного процесса ДОУ в организации культурно-эстетической деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В данный момент в современном обществе происходят инновационные процессы, благотворно влияющие на внесение изменений в систему образования и воспитания. Сейчас, на этапе современного образования необходимо решить ряд вопросов по формированию внутреннего мира личности ребенка. В связи с этим, педагогическое сообщество находится в активных поисках новых форм и методов, которые могли бы способствовать развитию эмоционально-волевой сферы личности дошкольника, формированию его эмоций и чувств.

Большое внимание в этих образовательных поисках уделяют культурно эстетической деятельности, так как именно средствами этой деятельности возможно непосредственно влиять на духовное развитие детей дошкольного возраста. Культурно-эстетическая деятельность способна обогатить чувственный опыт. Культурно-эстетическая деятельность понятие очень широкое, в него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, искусству.

В детском саду воспитание эстетических чувств, усвоение знаний о видах эстетической деятельности и привлечение воспитанников к участию в деятельности по законам красоты осуществляется, прежде всего, в ходе непосредственно-образовательной деятельности. Среди такой деятельности важное значение отдается занятиям художественно-эстетической направленности (рисование, музыка, чтение художественной литературы). Для того, чтобы организовать культурно-эстетическую деятельность педагоги используют различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конкурсы, соревнования. Одной из главных задач педагога детского сада является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовно-нравственной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Эстетические чувства воспитанников успешно развиваются также и в процессе таких, казалось бы, обычных занятий, как: ухаживание за цветами, уборка в группах, оформление выставок в группе. Во время проведения таких занятий воспитатель обращает внимание детей на красивую цветовую гамму листвы, стройные изящные конструкции зданий, широкую панораму дальнего пейзажа, и многое другое, что отличается красотой и изяществом.

Старший дошкольный возраст предоставляет большие возможности для формирования эстетических качеств и черт личности. Авторитет, которым пользуется воспитатель, создает благоприятные условия для формирования эстетико-культурной личности. У детей в старшем дошкольном возрасте заложены большие возможности для их культурно-эстетического развития. При правильной организации учебно-воспитательного процесса у ребят закладываются предпосылки для развития эстетических чувств. Все дошкольное обучение имеет своей общей задачей сформировать гармонически развитую личность. Следует научить дошкольников воспринимать прекрасное в различных типах искусства, природе, находящихся вокруг людей, окружающей их жизни.

Г. С. Лабковская говорит о том, что задача эстетического обучения состоит в формировании эстетической активности личности, в первую очередь, в практической жизни - во взаимоотношении человека с природой, к другим людям и к самому себе, к традициям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, в конечном итоге, к искусству.

Рассмотрев возможности детского сада в организации культурно-эстетической деятельности старших дошкольников, перейдем к моделированию формирования эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников в культурно-эстетической деятельности.

Таблица 1. Модель формирования эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников в культурно-эстетической деятельности

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников в культурно-эстетической деятельности

Задачи:

• Познакомить детей

с основными эмоциями –

радость, удивление, грусть,

злость, стыд, страх;

• Способствовать

обогащению эмоциональной сферы ребенка;

• Учить детей

распознавать эмоциональные проявления других людей;

• Научить

распознавать разницу м / у чувствами и поступками;

• Способствовать

открытому проявлению эмоций и чувств разными приемлемыми способами;

• Помочь

отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции, мешающие его личностному развитию;

• Повышать

уверенность в себе;

• Формировать

позитивное отношение к другим

Принципы:

• Общедедактические:

гуманизм, культуросообразность, деятельностный подход, комплексный подход, эстетизация.

• Частные:

целенаправленное управление процессом формирования эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников в культурно-эстетической деятельности, творческое самовыражение, креативность;

• Специфические:

единство диагностики и коррекции, индивидуализация и дифференциация Общие факторы воспитания:

• Деятельность детей:

игровая, художественная;

• Деятельность педагога:

руководство, сотрудничество;

• Микросреда:

коллектив детей, педагоги

Содержание: формирование эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников включает: эмоциональный опыт, потребности, систему ценностей, совокупность эстетических знаний, умений, навыков, культурно-эстетическую деятельность.

Методы:

• Методы формирования сознания (рассказ, беседа, использование примера);

• Методы обучения (словесные, наглядные, практические);

• Методы формирования поведения (упражнения, поручения, игра);

• Методы формирования эмоционально-волевой сферы (поощрение, соревнование, соучастие, импровизация) Средства:

• Игра

• Эстетически направленное общение

• Искусство Организационные формы:

• Индивидуальные (подготовка номеров, задания, поручения)

Групповые (музыкально-игровые, театрализованные и пр.)

Педагогические условия:

• Формирование представлений об эмоциях и чувствах в единстве с организацией проявления у них этих эмоций и чувств в культурно-эстетической деятельности и конкретных жизненных ситуациях;

• Формирование воспитывающей культурно-эстетической среды в коллективе;

• Использование игровой деятельности;

• Осуществление индивидуального подхода

Результат: повышение уровня сформированности эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников

Данная модель формирования эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников в культурно-эстетической деятельности, созданная нами, представляет собой единство основных факторов, условий, влияющих на процесс формирования эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников, методов и средств, способствующих успешному формированию эмоционально-волевой сферы личности.

Формирование эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников в культурно-эстетической деятельности - процесс сложный. Главные его условия, как мы видим из модели, - это формирование у старших дошкольников представлений об эмоциях и чувствах в единстве с организацией проявления у них этих эмоций и чувств в культурно-эстетической деятельности и конкретных жизненных ситуациях; формирование воспитывающей культурно-эстетической среды в коллективе; использование игровой деятельности; осуществление индивидуального подхода.

При работе с детьми, используя данную модель, мы предполагаем получить положительный результат нашей деятельности, который мы видим в повышении уровня сформированности эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников.

Публикации по теме:

«Говорящая» среда как технология организации образовательного процесса в старшей группе«Говорящая» среда как технология организации образовательного процесса в старшей группе Уже давно хотела организовать «говорящую» среду в группе, но то времени не хватало, то место подходящее не могла найти. Наконец – то получилось.

Фотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группеФотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Возможности образовательного процесса ДОУ в организации культурно-эстетической деятельности старших дошкольников
Опубликовано: 25 ноября 2024 в 22:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности образовательного процесса ДОУ в организации культурно-эстетической деятельности старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Портнова Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД