Портнова Оксана
Возможности образовательного процесса ДОУ в организации культурно-эстетической деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В данный момент в современном обществе происходят инновационные процессы, благотворно влияющие на внесение изменений в систему образования и воспитания. Сейчас, на этапе современного образования необходимо решить ряд вопросов по формированию внутреннего мира личности ребенка. В связи с этим, педагогическое сообщество находится в активных поисках новых форм и методов, которые могли бы способствовать развитию эмоционально-волевой сферы личности дошкольника, формированию его эмоций и чувств.
Большое внимание в этих образовательных поисках уделяют культурно эстетической деятельности, так как именно средствами этой деятельности возможно непосредственно влиять на духовное развитие детей дошкольного возраста. Культурно-эстетическая деятельность способна обогатить чувственный опыт. Культурно-эстетическая деятельность понятие очень широкое, в него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, искусству.
В детском саду воспитание эстетических чувств, усвоение знаний о видах эстетической деятельности и привлечение воспитанников к участию в деятельности по законам красоты осуществляется, прежде всего, в ходе непосредственно-образовательной деятельности. Среди такой деятельности важное значение отдается занятиям художественно-эстетической направленности (рисование, музыка, чтение художественной литературы). Для того, чтобы организовать культурно-эстетическую деятельность педагоги используют различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конкурсы, соревнования. Одной из главных задач педагога детского сада является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовно-нравственной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Эстетические чувства воспитанников успешно развиваются также и в процессе таких, казалось бы, обычных занятий, как: ухаживание за цветами, уборка в группах, оформление выставок в группе. Во время проведения таких занятий воспитатель обращает внимание детей на красивую цветовую гамму листвы, стройные изящные конструкции зданий, широкую панораму дальнего пейзажа, и многое другое, что отличается красотой и изяществом.
Старший дошкольный возраст предоставляет большие возможности для формирования эстетических качеств и черт личности. Авторитет, которым пользуется воспитатель, создает благоприятные условия для формирования эстетико-культурной личности. У детей в старшем дошкольном возрасте заложены большие возможности для их культурно-эстетического развития. При правильной организации учебно-воспитательного процесса у ребят закладываются предпосылки для развития эстетических чувств. Все дошкольное обучение имеет своей общей задачей сформировать гармонически развитую личность. Следует научить дошкольников воспринимать прекрасное в различных типах искусства, природе, находящихся вокруг людей, окружающей их жизни.
Г. С. Лабковская говорит о том, что задача эстетического обучения состоит в формировании эстетической активности личности, в первую очередь, в практической жизни - во взаимоотношении человека с природой, к другим людям и к самому себе, к традициям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, в конечном итоге, к искусству.
Рассмотрев возможности детского сада в организации культурно-эстетической деятельности старших дошкольников, перейдем к моделированию формирования эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников в культурно-эстетической деятельности.
Таблица 1. Модель формирования эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников в культурно-эстетической деятельности
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников в культурно-эстетической деятельности
Задачи:
• Познакомить детей
с основными эмоциями –
радость, удивление, грусть,
злость, стыд, страх;
• Способствовать
обогащению эмоциональной сферы ребенка;
• Учить детей
распознавать эмоциональные проявления других людей;
• Научить
распознавать разницу м / у чувствами и поступками;
• Способствовать
открытому проявлению эмоций и чувств разными приемлемыми способами;
• Помочь
отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции, мешающие его личностному развитию;
• Повышать
уверенность в себе;
• Формировать
позитивное отношение к другим
Принципы:
• Общедедактические:
гуманизм, культуросообразность, деятельностный подход, комплексный подход, эстетизация.
• Частные:
целенаправленное управление процессом формирования эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников в культурно-эстетической деятельности, творческое самовыражение, креативность;
• Специфические:
единство диагностики и коррекции, индивидуализация и дифференциация Общие факторы воспитания:
• Деятельность детей:
игровая, художественная;
• Деятельность педагога:
руководство, сотрудничество;
• Микросреда:
коллектив детей, педагоги
Содержание: формирование эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников включает: эмоциональный опыт, потребности, систему ценностей, совокупность эстетических знаний, умений, навыков, культурно-эстетическую деятельность.
Методы:
• Методы формирования сознания (рассказ, беседа, использование примера);
• Методы обучения (словесные, наглядные, практические);
• Методы формирования поведения (упражнения, поручения, игра);
• Методы формирования эмоционально-волевой сферы (поощрение, соревнование, соучастие, импровизация) Средства:
• Игра
• Эстетически направленное общение
• Искусство Организационные формы:
• Индивидуальные (подготовка номеров, задания, поручения)
Групповые (музыкально-игровые, театрализованные и пр.)
Педагогические условия:
• Формирование представлений об эмоциях и чувствах в единстве с организацией проявления у них этих эмоций и чувств в культурно-эстетической деятельности и конкретных жизненных ситуациях;
• Формирование воспитывающей культурно-эстетической среды в коллективе;
• Использование игровой деятельности;
• Осуществление индивидуального подхода
Результат: повышение уровня сформированности эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников
Данная модель формирования эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников в культурно-эстетической деятельности, созданная нами, представляет собой единство основных факторов, условий, влияющих на процесс формирования эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников, методов и средств, способствующих успешному формированию эмоционально-волевой сферы личности.
Формирование эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников в культурно-эстетической деятельности - процесс сложный. Главные его условия, как мы видим из модели, - это формирование у старших дошкольников представлений об эмоциях и чувствах в единстве с организацией проявления у них этих эмоций и чувств в культурно-эстетической деятельности и конкретных жизненных ситуациях; формирование воспитывающей культурно-эстетической среды в коллективе; использование игровой деятельности; осуществление индивидуального подхода.
При работе с детьми, используя данную модель, мы предполагаем получить положительный результат нашей деятельности, который мы видим в повышении уровня сформированности эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников.