Тюрнева Надежда Анатольевна
Возможности использования технологий критического мышления в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности использования технологий критического мышления в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Одной из характерных особенностей современного общества является то, что процессы, происходящие в нем, очень стремительны. Постоянно происходит появление новой информации и устаревает информация, которая появилась ранее. Современный высокотехнологичный мир характеризуется динамичными процессами реструктуризации и переосмысления. На этом фоне повышаются требования к мышлению человека, его способности принимать решения и скорости мыслительных процессов.
Публикация «Возможности использования технологий критического мышления в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Важную роль в адаптации к условиям современного общества играет развитие критического мышления. Благодаря развитию критического мышления, человек овладевает разными способами интерпретации и оценки информации, учится выделять противоречия в информации, анализировать ее структуру, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику,но и на представления собеседника. Соответственно, развитие критического мышления является важной основой для эффективной подготовки подрастающего поколения к жизни в современном динамичном обществе. Именно поэтому, в современных исследованиях все чаще поднимается вопрос о развитии критического мышления уже на этапе дошкольного возраста, все чаще рассматриваются вопросы применения технологий развития критического мышления для работы с дошкольниками.
Как показывает анализ психолого-педагогических исследований, критическое мышление имеет свои отличительные признаки. Михаил Владимирович Кларин рассматривает критическое мышление как рациональное, рефлексивное мышление, с помощью которого осуществляется оценка того, достоверна ли информация и какие действия нужно применять.
По мнению Мирзы Исмаиловича Махмутова, под критическим мышлением следует понимать способность личности видеть несоответствие между высказанными мыслями или поведением человека и общепринятыми нормами или собственными представлениями о них, а также способность осознавать истинность того или иного высказывания, реагировать на него, умение анализировать,доказывать и опровергать определенные мысли.
Развитие критического мышления положительно влияет на способность мыслить самостоятельно, аргументировать свое мнение и свою позицию, не поддаваться влиянию других людей. Критическое мышление отличается способностью выбирать из множества решений наиболее оптимальное, аргументированно опровергать ложные варианты, подвергать сомнению эффектные, но малоэффективные решения. В дошкольном возрасте могут быть успешно сформированы основы критического мышления с помощью приемов, различных технологий. Одной из таких технологий является Теория решения изобретательских задач. Она представляет собой широкий спектр приемов, которые развивают способность ребенка критически мыслить.
Теория решения изобретательских задач направлена на развитие системного мышления, развитие способности понимать единство и противоречие окружающего мира, развитие умения преодолевать привычки поступать в нестандартных ситуациях стандартными способами, овладение основными инструментами ТРИЗ. Отличительными особенностями использования методики ТРИЗ является то, что знания усваиваются детьми в ходе познавательной деятельности,а не даются в виде конкретной информации. Кроме того, в данной методике знания являются не целью, а средством для формирования значимых личностных качеств. С помощью ТРИЗа происходит формирование культуры мышления.
В дошкольном возрасте Теория решения изобретательских задач представлена для детей в игровой форме. Решая игровые задачи, дети погружаются в интересную атмосферу, в которой представлены определенные правила, задача, которую нужно решить и форма игры. Освоение умения выделять противоречия является одним из базовых умений в теории решения изобретательских задач, которую дети осваивают на этапе дошкольного возраста. Вначале они учатся выделять противоречия, затем учатся разрешать эти противоречия с помощью определенных приемов. Детей старшего дошкольного возраста можно знакомить с разными видами противоречий, выделять противоречия в предмете, в ситуации, в размере, количестве. Например, при выделении противоречий в системе можно обучать старших дошкольников нахождению противоречий в погоде, когда педагог просит детей оценить снег -он хороший или плохой? что в нем хорошего, что в нем плохого?Дети выделяют характеристики снега как явления, отмечают его положительные и отрицательные стороны, понимая, что в каких-то ситуациях он выполняет положительные функции, в каких-то ситуациях он воспринимается нами как явление отрицательное.
Или, например, выделение противоречий в предметах может осуществляться на основе игровой деятельности,когда детям предлагается игра «в магазин», один участник хочет приобрести какой-либо товар и может быть выстроен диалог, в котором необходимо выбрать на основе противоречивых точек зрения, когда один участник говорит о том, что этот товар плохой и в чем его плохость, а другой участник, наоборот, говорит о том, что этот товар хороший и его нужно обязательно купить. Выслушивая аргументы обеих сторон, покупатель учится принимать решение.
Рассмотрение противоречий в ситуациях может выглядеть следующим образом : например, противоречиеможет рассматриваться на основе болезни, когда выделяется,что плохого в болезни и что хорошего в болезни. Благодаря таким упражнениям, дети учатся видеть ситуацию целостно, видеть разные ее стороны и, в соответствии с этим, ориентироваться на ту сторону, которая является для них более значимой.
Примером нахождения противоречий в размерах может выступать ситуация, когда детям предлагают выполнить задание на построение сериационного ряда и расположение любых объектов по возрастанию или по убыванию, а затем происходит сравнение. Например, в ряду матрешек, одна из матрешек обозначается нами как самая маленькая. Для кого она маленькая? по отношению к кому она маленькая?Те же самые вопросы задаются в отношении большой матрешки,таким образом, происходит сопоставление. Примером противоречий в количестве может выступать игра «Много - мало»,когда, например, дети оценивают ситуацию одной конфетой - много это или мало? что из этого хорошо, когда конфет много, или когда конфет мало? и так далее.
Рассматривая противоположные признаки, мы формируем основу для критического мышления и понимания, что любой объект, по своей природе, не является изначально плохим или хорошим. В зависимости от того, как применяются его свойства, как они проявляются в той или иной ситуации, он может быть хорошим или плохим.
На основе приведенных примеров, мы можем сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте создаются не только благоприятные условия для развития критического мышления, но и существуют довольно широкие возможности для развития критического мышления, поскольку существуют разные технологии, помогающие его развивать. Одной из таких технологий является Теория решения изобретательских задач.