Анастасия Холина
Возможности использования техники песочной терапии, игротерапии, изотерапии в коррекционной работе педагога с детьми ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье раскрываются методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по снижению тревожности как эмоционального нарушения. Представлена структура и содержание коррекционно-развивающей программы, адаптированной в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Программой предусмотрена коррекция тревожных состояний детей дошкольного возраста с ОНР посредством применения методов песочной терапии, игротерапии и изотерапии.
Темочки:
- Игры с песком
- Изотерапия в детском саду
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Ключевые слова: тревожность, коррекционно-развивающая работа, песочная терапия, игротерапия, изотерапия.
За последнее десятилетие исследования в области психологии показывают увеличение количества детей с эмоциональной неустойчивостью и повышенным беспокойством. Актуальной становится проблема коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, в том числе и у детей с ОВЗ.
Как правило, дети с ОВЗ, более, чем их сверстники без отклонения в развитии, подвержены различным тревожным состояниям, которые, в первую очередь обусловлены тяжестью дефекта. Тревожность как эмоциональное нарушение детей дошкольного возраста с ОВЗ оказывает негативное влияние на развитие личностных качеств ребенка, на процесс его общения как со сверстниками, так и взрослыми, на реализацию ребенком своих потребностей и интересов. В этой связи педагогу-психологу необходимо организовать специальную коррекционную работу по снижению тревожности дошкольников с ОВЗ. Одним из инструментов коррекции выступают методы песочной и игровой терапии.
Результаты диагностической работы послужили основой для разработки специальной коррекционно-развивающей программы «Волшебный мир».
Цель программы – коррекция тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Структурно программа разделена на три блока, представленных следующим образом:
1. Блок 1 – Песочная терапия. В рамках данного блока было разработано и проведено 12 тематических занятий («Наше настроение», «Путешествие в пустыне», «Подари улыбку» и т. д.).
2. Блок – Игротерапия. В рамках данного блока было разработано и проведено 6 тематических занятий («Наше настроение», «Ладошечки»и т. д.).
3. Блок – Изотерапия. В рамках данного блока было разработано и проведено 6 тематических занятий («Портрет моей семьи», «Рисуем радугу» и т. д.).
Коррекционные занятия, проводимые с детьми, были построены следующим образом:
1. Вводная часть. На данном этапе занятия основной цель педагога, настроить детей на предстоящую творческую деятельность. С этой целью примените такие методики, как «Круг радости», «Улыбнемся друг другу», «Передай улыбку» и т. д.
2. Основная часть. На данном этапе, в зависимости, от используемой коррекционно-развивающей технологии (песочная терапия, игротерапия, изотерапия, педагог предлагает детям творческие виды деятельности по определенной теме. Творческая работа не должна иметь строгих канонов и предполагать свободное выражение ребенком своего «Я»,
Все занятия согласно содержанию программы проводятся под спокойную специально подобранную музыку. В процессе занятий фиксируется эмоциональная реакция детей как на творческие виды деятельности, так и на музыку. Если заметите, что детям не нравится что-либо, меняйте музыку или немного варьируйте содержание деятельности. Это позволит ощутить дошкольникам не только творческую свободу, но и осознать, что у них могут быть свои интересы и потребности, с которыми нужно считаться. Чем больше растет в детях уверенность в собственной значимости, тем меньше вы будите замечать проявлений тревожных ситуаций в поведении детей.
3. Заключительная часть. На данном этапе нужно выяснить мнение детей о проведенном занятии. Предложите детям нарисовать свои эмоции, либо просто выбрать определенного цвета флажок. Перед началом реализации занятий вместе с детьми договоритесь, какой цвет флажка будет характеризовать то или иное настроение, для того что бы данный этап у вас не вызывал никаких затруднений.
Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.
Игротерапия базируется на применении с детьми дошкольного возраста комплекса игр, преимущественно подвижных, так как они подразумевают наибольшее взаимодействие детей другу с другом.
Основу занятий по изотерапии составляла творческая деятельность дошкольников, в ходе которой они смогут изобразить как свое настроение, так и определенный тематический сюжет.
На занятиях дети должны чувствовать себя свободно и раскрепощено, этому способствует специально созданная предметно-развивающая среда. Так, коррекционную работу с помощью методов песочной терапии проводите в специально-оборудованной комнате. Комната должна быть условно разбита на несколько зон. Центральная зона это- искусственно созданная песочница. В комнате может быть предусмотрен уголок уединения. Для того что бы,если некоторым из детей захочется создать шедевр в секрете от других, он смог бы свободно это сделать.
Занятия посредством применения методов игротерапии можно провести в физкультурном зале. В основном это подвижные игры, которые наиболее интересы для данной возрастной категории детей. На некоторые из занятий пригласите родителей и устройте своеобразные соревнования. Такие занятия особенно понравятся детям.
Занятия посредством использования методов изотерапии проведите в группе. У детей должна быть свобода выбора как тем для рисования, так инструментов для рисования: ребенок должен самостоятельно выбрать рисовать ему карандашами, мелками или красками, рисовать на бумаге или доске и т. д.
После апробации программы, проведите контрольную диагностику с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Высокий уровень положительного эмоционального фона занятий позволит тревожным детям ощутить чувство комфортности, защищенности. Дети научатся: преодолевать барьеры в общении, распознавать эмоциональное состояние другого человека, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, освобождаться от стереотипов и шаблонов, снимать мышечное напряжение.
Таким образом, апробация программы «Волшебный мир» покажет вам, что эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста с ОНР, можно гармонизировать средствами песочной терапии, игротерапии и изотерапии.
Библиографический список
1. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. – 2015. – №2. – С. 63-69.
2. Гавло, А. С. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии / А. С. Гавло. – Горно-Алтайск : Горно-Алтайский гос. университет, 2017. – 136 с.
3. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 137-149.