Приложение МААМ

Возможности использования техники песочной терапии, игротерапии, изотерапии в коррекционной работе педагога с детьми ОВЗ в ДОУ

Анастасия Холина
Возможности использования техники песочной терапии, игротерапии, изотерапии в коррекционной работе педагога с детьми ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: В статье раскрываются методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по снижению тревожности как эмоционального нарушения. Представлена структура и содержание коррекционно-развивающей программы, адаптированной в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Программой предусмотрена коррекция тревожных состояний детей дошкольного возраста с ОНР посредством применения методов песочной терапии, игротерапии и изотерапии.

Темочки:

Ключевые слова: тревожность, коррекционно-развивающая работа, песочная терапия, игротерапия, изотерапия.

За последнее десятилетие исследования в области психологии показывают увеличение количества детей с эмоциональной неустойчивостью и повышенным беспокойством. Актуальной становится проблема коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, в том числе и у детей с ОВЗ.

Как правило, дети с ОВЗ, более, чем их сверстники без отклонения в развитии, подвержены различным тревожным состояниям, которые, в первую очередь обусловлены тяжестью дефекта. Тревожность как эмоциональное нарушение детей дошкольного возраста с ОВЗ оказывает негативное влияние на развитие личностных качеств ребенка, на процесс его общения как со сверстниками, так и взрослыми, на реализацию ребенком своих потребностей и интересов. В этой связи педагогу-психологу необходимо организовать специальную коррекционную работу по снижению тревожности дошкольников с ОВЗ. Одним из инструментов коррекции выступают методы песочной и игровой терапии.

Результаты диагностической работы послужили основой для разработки специальной коррекционно-развивающей программы «Волшебный мир».

Цель программы – коррекция тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Структурно программа разделена на три блока, представленных следующим образом:

1. Блок 1 – Песочная терапия. В рамках данного блока было разработано и проведено 12 тематических занятий («Наше настроение», «Путешествие в пустыне», «Подари улыбку» и т. д.).

2. Блок – Игротерапия. В рамках данного блока было разработано и проведено 6 тематических занятий («Наше настроение», «Ладошечки»и т. д.).

3. Блок – Изотерапия. В рамках данного блока было разработано и проведено 6 тематических занятий («Портрет моей семьи», «Рисуем радугу» и т. д.).

Коррекционные занятия, проводимые с детьми, были построены следующим образом:

1. Вводная часть. На данном этапе занятия основной цель педагога, настроить детей на предстоящую творческую деятельность. С этой целью примените такие методики, как «Круг радости», «Улыбнемся друг другу», «Передай улыбку» и т. д.

2. Основная часть. На данном этапе, в зависимости, от используемой коррекционно-развивающей технологии (песочная терапия, игротерапия, изотерапия, педагог предлагает детям творческие виды деятельности по определенной теме. Творческая работа не должна иметь строгих канонов и предполагать свободное выражение ребенком своего «Я»,

Все занятия согласно содержанию программы проводятся под спокойную специально подобранную музыку. В процессе занятий фиксируется эмоциональная реакция детей как на творческие виды деятельности, так и на музыку. Если заметите, что детям не нравится что-либо, меняйте музыку или немного варьируйте содержание деятельности. Это позволит ощутить дошкольникам не только творческую свободу, но и осознать, что у них могут быть свои интересы и потребности, с которыми нужно считаться. Чем больше растет в детях уверенность в собственной значимости, тем меньше вы будите замечать проявлений тревожных ситуаций в поведении детей.

3. Заключительная часть. На данном этапе нужно выяснить мнение детей о проведенном занятии. Предложите детям нарисовать свои эмоции, либо просто выбрать определенного цвета флажок. Перед началом реализации занятий вместе с детьми договоритесь, какой цвет флажка будет характеризовать то или иное настроение, для того что бы данный этап у вас не вызывал никаких затруднений.

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Игротерапия базируется на применении с детьми дошкольного возраста комплекса игр, преимущественно подвижных, так как они подразумевают наибольшее взаимодействие детей другу с другом.

Основу занятий по изотерапии составляла творческая деятельность дошкольников, в ходе которой они смогут изобразить как свое настроение, так и определенный тематический сюжет.

На занятиях дети должны чувствовать себя свободно и раскрепощено, этому способствует специально созданная предметно-развивающая среда. Так, коррекционную работу с помощью методов песочной терапии проводите в специально-оборудованной комнате. Комната должна быть условно разбита на несколько зон. Центральная зона это- искусственно созданная песочница. В комнате может быть предусмотрен уголок уединения. Для того что бы,если некоторым из детей захочется создать шедевр в секрете от других, он смог бы свободно это сделать.

Занятия посредством применения методов игротерапии можно провести в физкультурном зале. В основном это подвижные игры, которые наиболее интересы для данной возрастной категории детей. На некоторые из занятий пригласите родителей и устройте своеобразные соревнования. Такие занятия особенно понравятся детям.

Занятия посредством использования методов изотерапии проведите в группе. У детей должна быть свобода выбора как тем для рисования, так инструментов для рисования: ребенок должен самостоятельно выбрать рисовать ему карандашами, мелками или красками, рисовать на бумаге или доске и т. д.

После апробации программы, проведите контрольную диагностику с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Высокий уровень положительного эмоционального фона занятий позволит тревожным детям ощутить чувство комфортности, защищенности. Дети научатся: преодолевать барьеры в общении, распознавать эмоциональное состояние другого человека, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, освобождаться от стереотипов и шаблонов, снимать мышечное напряжение.

Таким образом, апробация программы «Волшебный мир» покажет вам, что эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста с ОНР, можно гармонизировать средствами песочной терапии, игротерапии и изотерапии.

Библиографический список

1. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. – 2015. – №2. – С. 63-69.

2. Гавло, А. С. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии / А. С. Гавло. – Горно-Алтайск : Горно-Алтайский гос. университет, 2017. – 136 с.

3. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 137-149.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детейИзготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей, имеющих нарушения.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Здравствуй, песочек!» Задачи: 1. Познакомить детей с песком, его свойствами и особенностями. 2. Учить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом,.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Скрытые возможности использования доминоСкрытые возможности использования домино Игра в домино расширяет кругозор ребенка, знакомит его с окружающим миром, развивает память, внимательность, быстроту реакции. Поэтому.

Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок»Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок» Попова Валентина Тренажёр по песочной терапии "Волшебный песок" Цель: психотерапевтическое воздействие на детей Задачи: развивать мелкую.

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедамЭлементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности использования техники песочной терапии, игротерапии, изотерапии в коррекционной работе педагога с детьми ОВЗ в ДОУ
Опубликовано: 12 мая 2021 в 04:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности использования техники песочной терапии, игротерапии, изотерапии в коррекционной работе педагога с детьми ОВЗ в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Холина (УИ 2043430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД