Наталья Фалеева
Возможности использования метода ментальных карт в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ментальных карт в дошкольном образовании связано с
именем В. М. Акименко, к. п. н., доцента кафедры специальной педагогики
Ставропольского ГПУ, которая обосновала возможности применения
данного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного
возраста и описала методику применения ментальных карт в работе по
развитию речи детей. Особенностями ментальных карт, используемых в работе с детьми
дошкольного возраста, являются:
Публикация «Возможности использования метода ментальных карт в дошкольном образовании» размещена в разделах
четкость схемы ментальной карты : ярко выделенная главная идея
(тема) карты и отходящие от нее основные ветви, обозначенные
разными цветами;
использование печатных букв при написании слов;
наличие большого объема наглядной информации: рисунков,
иллюстраций, символов, что соответствует особенностям восприятия и
мышления детей данного возраста;
наличие перспективы (пустого места) для дальнейшего расширения
карты, с учетом накапливаемого детьми познавательного опыта.
В работе с детьми дошкольного возраста ментальные карты могут
составляться по различным темам, реализуемым в годовом комплексно тематическом планировании, либо лексическим темам:
«Игрушки», «Одежда», «Профессии», «Животные» и др.
На начальном этапе (этапе ознакомления с методом) педагог может
использовать в работе с детьми готовые ментальные карты, а далее дети в
совместной деятельности с педагогом могут составлять сначала простейшие,
а затем и более сложные карты, с учетом той или иной образовательной
ситуации, образовательного содержания.
Отличительной особенностью ментальных карт, а также их достоинством,
является возможность их расширения и детализации, основанная на
принципе движения от общего к частному, что позволяет периодически
содержательно обогащать карту, расширять ее прежние границы: добавлять
новое, более детальное, содержание.
Так, например, в средней группе, на начальном этапе освоения метода, в
соответствии с образовательной программой дошкольного образования и с
учетом возрастных возможностей детей, ментальная карта по теме
«Животные» может иметь два фрагмента : «дикие животные» и «домашние
животные» :Далее в старшей группе дети расширяют данную ментальную карту, с учетом
расширяющегося познавательного опыта. На карте появляются новые ветки:
«животные севера» и «животные жарких стран». Наряду с этим расширяется
содержание веток «дикие животные» и «домашние животные» :
В подготовительной к школе группе появляется еще одна новая ветка
«древние животные». А содержание имеющихся веток еще более
расширяется.
Еще одной отличительной особенностью ментальных карт является
возможность их интеграции : соединения в одной карте содержания разных
лексических тем. Примерами таких карт могут быть карты по темам,
связанным с временами года. Так, например, содержанием ментальной карты
по теме «Осень» могут стать подтемы: «сезонные явления», «дары осени»,
«животные и птицы осенью», «одежда» и др. Такая интеграция обеспечивает
целостное восприятие детьми окружающего мира.