Лучший педагог года

Возможности индивидуализации психолого-педагогического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития

Дарья Бурлуцкая
Возможности индивидуализации психолого-педагогического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития

Возможности индивидуализации психолого-педагогического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития

Аннотация

Каждый ребенок с ЗПР уникален и индивидуален в своем развитии и ему необходим собственный маршрут психолого-педагогического сопровождения. Индивидуализация процессов обучения и коррекции, что и есть психолого-педагогическое сопровождение может являться эффективной возможностью нормализации развития дошкольников с ЗПР.

Публикация «Возможности индивидуализации психолого-педагогического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах

Ключевые слова: индивидуализация, задержка психического развития, обучение, коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогическое сопровождение.

Key words : individualization, mental retardation, training, correctional and developmental work, psychological and pedagogical support.

В настоящее время число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, растет. По данным Росстата, общая численность детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в России в 2016 году составляла 617 тыс. человек, в 2017 году она равнялась 636 тыс. детей, в 2018 году - 651 тыс. детей, а к 1 января 2019 года - 670 тыс. детей. В структуре болезней детей с инвалидностью и ОВЗ 24,3% случаев составляют психические расстройства и расстройства поведения, 23,2% - болезни нервной системы [14]. К категории детей с ОВЗ можно отнести задержку психического развития (далее ЗПР). Образование детей с ЗПР в детском саду может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование, так и в отдельных группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Независимо от того как осуществляется образование детей с ЗПР остро стоит вопрос о необходимости индивидуализации воспитания и обучения каждого ребёнка. Дети с особыми образовательными потребностями особенно нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе и разработке маршрута ее освоения.

ЗПР психиатры относят к классу маловыраженных отклонений психического развития, которое характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленным недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой и личностной сферах [4]. Кроме того, для ЗПР типичны устойчивая интеллектуальная недостаточность легкой степени и обратимость развития с неярко выраженной устремленностью к компенсации в условиях специализированного обучения и грамотного воспитания.

Содержание термина «индивидуализация» многозначно и, несмотря на его частое использование, достаточно размыто: как синоним индивидуального подхода индивидуализация рассматривается и как подход в обучении, и как самостоятельный процесс.

В своем исследовании мы предположили, что индивидуализация обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР позволит приблизить к норме эмоциональную сферу их отклонений. Следовательно, входная диагностика направлена на выявление различий в эмоциональной сфере детей с ЗПР и нормы развития. А также показывает индивидуальные особенности отклонений каждого ребенка с ЗПР. Исходя из результатов контрольной диагностики, по завершению экспериментальной работы, мы определим эффективность психолого-педагогического сопровождения для каждого ребенка с ЗПР. Контрольная диагностика выполнена по тому же диагностическому инструментарию.

Для диагностики эмоциональной сферы детей нами была выбрана методика Л. П. Стрелковой. Полная авторская диагностика состоит из 5 задания. Для составления индивидуальной характеристики эмоциональной сферы детей с ЗПР достаточно трех заданий. К тому же 4 и 5 задание затруднительны для выполнения детьми с отклонениями в развитии.

Диагностика эмоциональной сферы детей контрольной группы показала следующие результаты:

- у 8 детей из 8 сильно выражены эмоции;

- детей со средним и низким уровнем развития эмоциональной сферы нет.

Диагностика эмоциональной сферы детей экспериментальной группы показала, что:

- у 8 детей из 8 сильно выражены эмоции;

- детей со средним и низким уровнем развития эмоциональной сферы также нет.

Дети экспериментальной группы дали на 25 положительных ответов меньше, чем дети контрольной группы. Это показывает незначительное отставание в эмоциональной сфере детей с ЗПР от нормы развития. На этапе входящей диагностики этот результат был 115 единиц. Следовательно, разрыв сократился на 90 положительных ответов и это доказывает результативность нашей модели индивидуализации психолого-педагогического сопровождения дошкольника с ЗПР.

Мы изучили особенности эмоциональной сферы детей экспериментальной группы и выявили свойственные общие для всех отклонения и индивидуальные. На основе данных мы разработали модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР. Модель состоит из комплекса фронтальных занятий для всех детей экспериментальной группы и комплекса автодидактических заданий, игр и упражнений, разработанных индивидуально для каждого ребенка. Задачи для индивидуальной работы были составлены на основе данных диагностики. Тематику упражнений и заданий, подбирали с учетом индивидуальных интересов и направленности детей.

Комплекс фронтальных занятий содержит 39 занятий. По 1 занятию в неделю. Все занятия разбиты на 4 блока, в соответствие с задачами.

Вводное занятие: Базовые эмоции

Задачи фронтальных занятий Темы занятий

Развивать мимическое и пантомимикой проявление эмоций при построении речи

Театральная мастерская - 1

Театральная мастерская - 2

Театральная мастерская - 3

Мимика, жест, пантомимы

Сказка «Теремок»

Формировать интонационную выразительность речи детей с ЗПР Выразительность речи

Театральная страна

Занятие по сказке «Волк и козлята»

Занятие по сказке «Три медведя»

Занятие по сказке Волк и лиса»

Занятие по сказке «Заюшкина избушка»

Путешествие по сказкам

Учить детей правильно воспринимать графическое изображение эмоций Эмоции

Рисуем эмоции

Такие разные эмоции

Развивать умение адекватно выражать свои эмоции

Ралость. Грусть

Веселый – грустный

Радость - 1

Радость - 2

Радость - 3

Радость - 4

Страх-1

Страх - 2

Страх - 3

Гнев - 1

Гнев– 2

Гнев - 3

Гнев - 4

Вина - 1

Вина – 2

Интерес

Удивление - 1

Удивление - 2

Горе

Испуг

Робкий – смелый

Эмпатия

Заключительное занятие: Закрепление знаний о чувствах

Тематика занятий распланирована по месяцам. Занятия менее объемные и простые для понимания детьми запланированы на начало учебного года. Затем идут более сложные. Соответственно педагогический процесс выстроен с учетом общедидактического принципа от простого к сложному.

На фронтальных занятиях педагог рассказывает детям про каждую конкретную эмоцию и показывает способы адекватного их выражения. Также показывает приемы избавления от гнева и страха. Занятия по интонационной выразительности речи построены на основе изучения художественных произведений (сказок, которые хорошо знакомы детям. С группой детей педагог разыгрывает эти сказки по ролям и тем самым учит пользоваться интонацией голоса. Большее количество занятий приходится на развивать умение адекватно выражать свои эмоции, так как эта тема наиболее значимая и требующая не только знаний но и практики.

Задачи для индивидуальной работы были составлены на основе данных диагностики. Тематику этюдов, упражнений и заданий, подбирали с учетом индивидуальных интересов и направленности детей.

Некоторые упражнения, такие как «Через стекло», сочетают мимику и пантомимику, потому как эти два действия практически неотделимы друг от друга. Такие задания как «Щенок» составлены по принципу Монтессори-технологии, потому что содержать контроль ошибок и тем самым позволяют ребенку заниматься самостоятельно в любое свободное время. Работа по знакомству с таким заданием проходит в три этапа, что так же напоминает трехступенчатый урок в Монтессори-технологии. Упражнения и этюды типа «Загадки-пантомимы», «Диалоги-пантомимы» выполняются на начальном этапе ознакомления педагогом, а затем ребенком. В игре «Маски» также присутствует две задачи – показать эмоцию мимикой и назвать ее глядя на схематическое изображение.

Таким образом, получилась индивидуальная программа развития для каждого ребенка. Описание этюдов, заданий, игр и упражнений так же содержатся в нашей модели

Литература

1. Авдулова Т. П., Гавриченко О. В., Григорович Л. А. и др. «Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО». – ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2016.

2. Волков, Б. С. Психическое развитие ребенка до поступления в школу: детская психология / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : Кноракс, 2008.

3. Ильиных А. В. Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / А. В. Ильиных, Н. К. Новоселова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2015. – № 1

4. Ковалева Т. М. «Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой» // Гуманитарный альманах. - Новосибирск: НГУЭУ, №3, 2017.

5. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений : Л. В. Михайлова-Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» / издательство Москва "Просвещение" 2015.

6. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. «Педагогика поддержки. Учебно-методическое пособие». – М. : Мирос, 2003.

7. Орлова Д. «Большая книга Монтессори». – Спб. : Прайм-Еврознак, 2007.

8. Первушина О. Н. Общая психология : Методические рекомендации. - М., 2003.

9. Розин В. М. Конституирование и природа индивидуализации. - Московский педагогический государственный университет, 2014.

10. Свирская Л. В. Индивидуализация образования : правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : Обруч, 2011.

11. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М. : Педагогика, 2001.

12. https://tass.ru/obschestvo

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности индивидуализации психолого-педагогического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития
Опубликовано: 20 мая 2022 в 18:28
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД