Елена Петрова
Возможности деревянного конструктора в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В развивающей предметно-пространственной среде нашего детского сада имеется разнообразие конструкторов : это конструкторы - трансформеры и конструкторы - мозаики, блочные конструкторы и кубики, сюжетные, строительные и тематические наборы. По видам соединения и материалам – металлические, пластмассовые, на магнитах, электронные, конструкторы с болтовым соединением и другие. Особое место в многообразии конструкторов, по моему мнению, занимает деревянный конструктор.
Публикация «Возможности деревянного конструктора в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
В состав деревянного конструктора входят 11 различных геометрических фигур: куб, полукуб, брусок, призма, арка, кирпичики, два вида цилиндров и пластин. Всего в наборе 60 деталей. Я считаю, что он служит очень удачным строительным материалом и его главное преимущество – устойчивость деталей при постройке. Использование деревянного конструктора развивает творческие способности и конструктивные умения, развивает стороны речи. Деревянный конструктор использую, как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в свободной. Опыт показывает, что данный конструктор долговечен и удобен в использовании. Располагается конструктор в открытом доступе для детей и активно используется в сюжетно – ролевых играх (маленький деревянный гараж для маленьких машин и т. д).
Овладение способами конструирования развивает мышление : В процессе конструктивной деятельности, ребята рассматривают предметы, анализируют их, сравнивают, обобщают, находят различия. Конструктор доступен детям ОВЗ. Данный способ конструирования является актуальным и направлен на развитие мышления и моторики рук. Вместе с детьми рассматриваю образец постройки, выясняем из каких деталей он состоит, определяем последовательность сборки данной постройки ( например: основа фундамента для различных сооружений).
Речевое развитие : При конструировании, как и в других видах деятельности, моя задача - создать условия для развития речи. Изначально не требую ответа словом, достаточно чтобы дошкольник показал деталь, либо продемонстрировал действие с ним. Далее я произношу слово вместе с ребенком (например название детали, затем побуждаю ребенка при помощи наводящих вопросов, к самостоятельному высказыванию простого предложения из 2-3 слов, к последующему полному предложению (5-6 слов). В открытом доступе, в достаточном количестве имеются схемы различных конструкций и построек, на которые ребенок может опираться при конструировании.
Расширение представлений об окружающем мире: Дошкольники очень любят сооружать постройки с помощью деревянного конструктора. Я заметила, именно сам процесс постройки у них занимает важное место, нежели результат постройки. Ребенок проводит некого рода эксперимент с объектами: накладывает кирпичик на призму, сверху цилиндр…. Идет процесс познания мира, ребенок учится размышлять, думать. Моя задача объяснить, показать, попробовать совместно расположить детали на различной плоскости. Целесообразным считаю экскурсии в городскую среду, рассматривание фотографий, просмотр видео. Это расширяет кругозор детей, представления об окружающем мире, дает возможность показать ребятам, что форма деталей обуславливает их конструктивные свойства.
Приобретение коммуникативного опыта в общении со сверстниками: Способность услышать и понять своего товарища (сколько и каких зданий будет конструироваться из конструктора). Умение договариваться, находить общее решение, поддержать обсуждение, используя положительные эмоции. Конструктивное сотрудничество.
Решение технических задач: Ребята решают самостоятельно, какой необходим мост через широкую реку, как построить устойчивый замок. Если у ребенка возникают затруднения, включаюсь в деятельность. Наглядно показываю неустойчивость и устойчивость деталей деревянного конструктора (падение кирпичиков на торцевых гранях и другое). Уже в младшем возрасте дети учатся сооружать простейшие постройки на горизонтальной плоскости с помощью пластин или кирпичиков, выкладывая их друг за другом. Результат дорога, поезд, трамвайная линия и т. д. Расставляя кирпичики друг на друга: башня, горка. А применение и кубиков и кирпичиков – атрибуты мебели (стол, стул, диван, горка).
Формирование математических понятий: Можно использовать деревянный конструктор при знакомстве с частями фигур: ребро, грань, угол. Дети на третьем году жизни уже ориентируются в понятиях большой - маленький, далее новые понятия - пространственные соотношения: высокий – низкий, узкий – широкий, короткий – длинный. Например, предлагаю построить дом высокий, с низким забором и длинной тропинкой к дому. В старшем возрасте: дом с определенным количеством этажей и широкий гараж. Дошкольники очень любят конструировать по плану. Предлагаю план (например, группы) и дети, опираясь на план, возводят постройку с использованием деревянного конструктора. Часто дети вносят изменения в предложенный план.
Формирование способности активно думать, обосновывать свои решения: Во время конструирования, дошкольники ставят перед собой самостоятельно задачу, находя правильный путь решения. Когда ребята овладеют конструктивными умениями, я организую экскурсию по небольшому участку нашего города. Обращаю внимание детей на здания, общественные и жилые, обсуждаем архитектуру, этажность, расположение дорог относительно этих зданий. Результат - коллективная творческая работа.
Работа с родителями: Провожу тематические дни с участием родителей. Совместное конструирование по различной тематике. Итогом служат творческие выставки. Использую профессиональные умения и навыки родителей. Константин А., папа Ани строитель, организовал мастер - класс для дошкольников, в рамках которого дошкольники узнали особенности строительства многоэтажного дома.
Деревянный конструктор долговечен, на нем выросло не одно поколение детей, развивая у ребят необходимые качества, умения и навыки.