ОЛЬГА ЧЕПУРИНА
«Композиционное и исполнительское танцевальное творчество детей старшего дошкольного возраста в музыкальных играх-этюдах»
▼ Скачать + Заказать документы
«Композиционное и исполнительское танцевальное творчество детей старшего дошкольного возраста в музыкальных играх-этюдах»
Танцевальное творчество старшего дошкольника проявляется в умении детей комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумывать простой танец. Различают два вида танцевального творчества : композиционное и исполнительское. Детское танцевальное творчество носит импровизационный характер, т. е. придумывание и исполнение танца происходит одновременно. Несмотря на такую слитность, анализ детской танцевальной импровизации позволяет выделить в ней элементы обоих видов творчества : композиционного и исполнительского.
Темочки:
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальное развитие
- Старшая группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Детское композиционное творчество заключается в придумывании более или менее законченных танцевальных композиций. Показателями для оценки творчества могут быть : удачный подбор движений, варьирование уже известных движений, оригинальность их сочетания, своеобразие выразительной пластики. Детским исполнительским творчеством в танце считается индивидуальная манера интерпретации музыкально-пластических образов.
Изучение проблемы творческих импровизаций дошкольников в условиях детского сада показало, что дети, как правило, придумывают невыразительные композиции, бедные по набору движений, отказываются выполнять творческие задания. Такое поведение объясняется тем, что дети не подозревают о возможности танца «рассказать» о чем-либо или не знают, какими средствами в нем можно воплотить тот или иной образ, передать то или иное содержание.
Следовательно, одним из главных условий развития танцевального творчества у дошкольников является осмысленное отношение детей к средствам музыкально-двигательной выразительности, овладение языком музыки и движений (танцевальных и пантомимических). Для этого дети должны не только иметь навыки выполнения некоторых движений, но прежде всего понимать их значение, семантику; уметь с помощью этих движений выражать свое отношение, настроение, а также связывать их в «речевые» построения, включая в образный контекст танца.
Самостоятельно подойти к осознанию языка движений и освоить его как систему выразительных средств дошкольник не готов. Требуется целенаправленное обучение его этому языку, в процессе освоения которого дети начинают более осознанно и разносторонне понимать музыку и семантику движений, принципы их изменения и варьирования, а также применять простейшие приемы композиции танца. Обучение строиться на сочетании таких выразительно-композиционных средств, как музыка, движение и слово.
Только высокохудожественная музыка с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, подсказывать исполнение тех или иных выразительных движений и влиять на его качество. Однако качество исполнения зависит не только от непосредственного отклика ребенка на музыку, но и от сознательного отражения ее особенностей в движении. Поэтому внимание детей обращается на особенности музыкального образа, выделяются средства музыкальной выразительности, детям подсказывается, как достичь музыкальности движений.
Для развития танцевального творчества дошкольников в своей работе использую музыкальные ритмические игры-этюды, которые представляют собой законченные двигательные композиции с определенным эмоциональным содержанием и тематикой. Подобные игры вызывают живой интерес у детей благодаря таким своим особенностям, как возможность образного перевоплощения, разнохарактерность игровых персонажей и их общение между собой по ходу музыкального сюжета.
Диктуемое сюжетом взаимодействие исполнителей игрового этюда направляет фантазию ребенка, определяя выбор движений. Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в этюде особую форму рассказа и воспринимать выразительные движения как специфические повествовательные средства. Освоение языка танца стимулирует исполнительское и композиционное творчество в процессе интерпретации танцевальных образов.
Предметная среда оснащена всевозможными атрибутами, помогающими детям придумывать, сочинять, изображать под музыку разные движения : шляпы, платки и платочки, шифоновые разноцветные шарфы и атласные ленты, листы легкой цветной бумаги крупного формата, искусственные корзинки, спортивные палки, мячи и многое другое.
Музыкальный руководитель :
Чепурина О. Н.
(высшая квалификационная категория)