Любовь Савельева
Консультация «Вовлечение в единое образовательное пространство «Детский сад — семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность работы состоит в том, что для ребенка дошкольного возраста детский сад и семья является тем микроклиматом, в котором он постоянно находится. Этот микроклимат и составляет ту среду, из которой ребенок получает необходимую жизненную информацию, а также адаптируется к общественной жизни. Для всестороннего развития ребенка, а также для развития его как гармоничной и здоровой личности (как физически, так и психологически) воспитатель должен взаимодействовать с семьей ребенка, совместно решая возникающие проблемы. Вместе с тем, не все родители обладают достаточными знаниями о психологических и возрастных особенностях развития дошкольников, воспитывают своих детей основываясь на интуиции, что является не совсем верным.
Публикация «Консультация „Вовлечение в единое образовательное пространство „Детский сад — семья“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Именно по этому, необходимо формировать позицию сотрудничества воспитателя с родителями воспитанников и со своими воспитанниками для создания единого пространства для воспитания и развития ребенка.
В течении многих лет система российского образования выделяла приоритет общественного воспитания ребенка над семейным воспитанием. Именно поэтому вопросами образования и развития дошкольников, занимались дошкольные образовательные учреждения. В качестве основной задачи воспитателей в работе с родителями воспитанников было лишь их педагогическое просвещение. Принятие новой Концепции дошкольного воспитания поставило необходимость создания условий для взаимодействия с ними на основе сотрудничества.
В Законе “Об образовании в Российской Федерации” №273 от 29.12.2012г определяется, что родители являются первыми педагогами [1]. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности дошкольника.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [2]отвечает новым социальным запросам, одним из которых и является взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей для более успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
ФГОС ДО предъявляет новые требования к совершенствованию содержания, форм и методов взаимодействия социального партнерства семьи и ДОУ, которое необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка [2].
В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Таким образом, государство ставит в приоритет семейное воспитание, требует других взаимоотношений детского сада и семьи, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Образовательное учреждение и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка.
Ситуация складывается таким образом, что большинство семей на сегодняшний день занято решением проблем экономического характера, а порой физического выживания, при этом усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Основная идея создания единого процесса взаимодействия воспитателя с семьей состоит в планомерном, активном распространении педагогических знаний среди родителей, оказание практической помощи семье в воспитании ребенка, организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания, а также вовлечение родителей в педагогическую деятельность.
В работах Т. А. Марковой, взаимодействие рассматривается как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания[3, с. 52].
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – является одним из важных направлений деятельности ДОУ.
Основная цель взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников состоит в организации единого пространства взаимодействия воспитателя и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями, обсуждения и решения конкретных воспитательно-образовательных задач.
На сегодняшний день, в своей работе, для создания единого пространства "детский сад – семья" использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями.
Ставшие традиционными формами работы с родителями родительские собрания, индивидуальные консультации по запросам родителей с педагогами и специалистами, информационные стенды, где подбирается консультационный материал по интересующим темам, фоторепортажи и съемки различных видов деятельности в каждой группе и всего ДОУ.
Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учё том этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. В нашей группе уже несколько лет действует родительский клуб "Родительская академия". Обычно проходит 4 заседания клуба в год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). "Волшебный мир театра", "Как сохранить здоровье", "Ребенок с точки зрения астрологии", "Взрослые глазами ребенка" – вот некоторые темы встреч. Кроме того, стараемся, чтобы дети приняли участие в заседании, включаем практическую часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме.
Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд «ОКНО – очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т. п.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т. д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. В ходе похода «На природу», цель которого была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Также ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках «Курс молодого бойца», «Все на лыжню». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.
Наиболее интересной активной формой взаимодействия, по моему мнению, является мастер-класс.
Как правило, на мастер-классах дети получают знания о различных изобразительных техниках, имеют возможность работать новыми для них материалами. Зачастую и для родителей данные техники бывают незнакомы.
Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет мне всесторонне развивать личность ребенка и родителей.
По окончанию мастер – класса родителям предлагается методика «неоконченное предложение» (участникам раздаются мини-опросы). Родителям предлагается ответить на такие вопросы : Сегодняшний мастер-класс помог мне убедиться…. В ходе мастер-класса мне было…. Как родитель от мастер-класса я получила …. Я оцениваю мастер-класс….
Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с родителями хочется поделиться такой формой как акция. К примеру, в ходе акции «Чистая лопатка» родители получили возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и города.
Акция «Чистый город» – её название объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных акций, родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.
Трансляция педагогического опыта на сайте ДОУ
Детский сад имеет свой сайт. На сайте родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также освещаются на страничках. Многим из них это формирует мотивацию к дальнейшему активному участию в жизни ДОУ.
Посетители сайта могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.
В век развития информационных технологий одной из форм взаимодействия с родителями является создание сообществ в социальных сетях (Одноклассники, контакт и др.). Это является очень эффективной формой общения между воспитателем и родителями.
Для привлечения родителей к образованию воспитанников развивается инновационное направление в работе с родителями – это привлечение их к образованию детей, через издание мини- журнала "Развиваюсь дома" Мини – журнал представляет собой небольшую книжку (3-4 страницы, в которой собраны интересные занимательные задачки по теме недели. Эти мини – журналы выставляются в родительский уголок в пятницу, для того, что бы родители смогли на выходных совместно с детьми закрепить пройденный материал в детском саду.
Мини - журнал не является обязательным и не требуется отчета о проделанной работе. В журнале представлен тот разумный минимум, который нужен для полноценного развития ребенка старшего дошкольного возраста, и обладает волшебными воспитательными возможностями.
Сегодня, конечно, инициатива больше исходит от педагогов, но уже можно сказать, что родители все более активнее откликаются на предложения педагогов к сотрудничеству и признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
3. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.