Дания Гилязева
Детский сад и семья-единое образовательное пространство
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад и семья – единое образовательное пространство
Подготовила: Гилязева Д. Г.
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Публикация «Детский сад и семья-единое образовательное пространство» размещена в разделах
Взаимодействие педагогов в учреждении с родителями, не только предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентируют педагогов на взаимодействие с родителями, а именно: устанавливают, что родители должны участвовать в реализации образовательной программы детского сада, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая
деятельность в них
доминирует, а не просто
сторонними
наблюдателями.
В работе с родителями используем такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане мы заранее предусматриваем темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными : от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.
О папках-передвижках упоминаем на родительских собраниях, рекомендуем ознакомиться с папками, даем их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитатели проводят беседу о прочитанном, выслушивают вопросы и предложения.
Целенаправленно ведется работа с родителями подготовительной к школе группе. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов детского сада с каждым из родителей, собрания вместе с учителями начальных классов, готовятся тематические выставки “Как подготовить ребенка к школе”.
Наш детский сад и в частности наша группа в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели – созданию единого образовательно- оздоровительного пространства детский сад-семья.
При этом решаются следующие, выделенные нами как приоритетные задачи:
повышение педагогическойкультуры родителей; изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Принципы работы с родителями
1. Целенаправленность,
2. Систематичность, плановость;
3. Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
4. Доброжелательность и открытость;
5. Правила (ограничения требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила здорового образа жизни.
Основная задача всей проводимой работы - пробудить у родителей интерес к деятельности ДОУ, убедить их в необходимости найти возможность для занятий физической культурой с ребенком и создать все необходимые условия для того, чтобы он рос физически здоровым, крепким. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастет здоровый, любящий физкультуру и спорт человек.
В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
Этапы работы с семьей
Для повышения интереса родителей к проблемам детского сада проводятся различные мероприятия:
общие и групповые собрания,
занятия с привлечением родителей,
детско — родительские занятия (при поступлении ребенка в ДОУ)
работа с родительским комитетом,
совместное создание предметно-развивающей среды,
совместное оформление альбомов, газет, фотовыставок,
день открытых дверей и др.
Все эти мероприятия помогают сблизиться с родителями, а родителям получить больше информации о детском саде и о своем ребенке.
1– заинтересовали проблемы
воспитания о которых ранее
не задумывались (на 25%)
2 – стали читать педагогическую
литературу (на 50%)
3 – хотели бы принимать участие
в жизни детского сада (на 55%)
4 – хотят получать информацию о
воспитании своих детей в
игровой форме (на 35%)
5 – хотят получать информацию о
воспитании своих детей на
родительских собраниях
(на 25%)