Мария Андрющенко
Работа с родителями по вовлечению в единое пространство детского развития в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны,
Публикация «Работа с родителями по вовлечению в единое пространство детского развития в ДОО» размещена в разделах
педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным,
гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с
другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями
и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное
взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных
проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение
качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Одним из
самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.
Проблема вовлечения родителей в единое
пространство детского развития в ДОО решается в трех направлениях:
1.
Работа
с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2.
Повышение
педагогической культуры родителей.
3.
Вовлечение
родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом.
Основные
задачи работы :
·
установить
партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
·
объединить
усилия для развития и воспитания детей;
·
создать
атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
·
активизировать
и обогащать воспитательные умения родителей;
·
поддерживать
их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются :
1.
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
·
Позитивный
настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится
вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями
неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная
администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью
на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного
обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от
него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное
доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше,
чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
·
Необходим
не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с
родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и
пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя,
посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
·
Современные
мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно,
хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому
позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли
принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы
взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация
заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и
искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
·
Любое,
даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и
серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно
взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное
родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный
имидж учреждения в целом.
5. Динамичность.
· Детский сад сегодня
должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой
мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей,
их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого
должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями,
надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от
пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на
эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее
эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Взаимодействие
ДОО и семьи: типичные проблемы.
Традиционные формы работы ДОО с семьей.
К середине 20 века сложились достаточно
устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике
принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей : беседы,
консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки,
стенды.
Типичные проблемы.
Педагогическое просвещение родителей проходит
через "Университет родительских знаний", "Школа для
родителей" и др. Широкая педагогическая пропаганда была явно нацелена на
убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При
добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до
сих пор. Но содержание лекций нередко подвергалось иделогизации. Больших
результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на
взаимодействие с широким кругом родителей.
В этих условиях невозможно
разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.
- Посещение семьи воспитателем для выяснения
общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство
родителей по причине ухудшения экономического положения семей. Многие родители
испытывают стеснение из-за скромной обстановке квартиры.
- Беседы, консультации в основном исходят от
воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. Редко
запрос идет от родителей.
- Общие или групповые собрания также оставляют
родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти
формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские
выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это
дает малый результат.
- наглядная пропаганда оформляется педагогами в
виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто
механически, когда забирают детей домой из группы.
Анализ традиционных форм работы с семьей
показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам:
целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это
указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически
несовершенный фактор в становлении личности ребенка.
Профессиональное мастерство педагогов в общении с
родителями, в свете новой философии взаимодействия.
Очень многое для ребенка зависит от
складывающихся в ДОО профессиональных и человеческих отношений взрослых:
воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к
другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию
благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если
отношения между работниками сада и родителями не сложились.
К сожалению, некоторые педагоги
исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как
следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и
предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает
родителей. А итог один - детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка,
не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают
должных результатов, так как направлены на взаимодействие с щироким кругом родителей, со всем родительским
коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и
ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и
работать сообща.
Новая система взаимодействия
ДОО с семьей.
Преимущества новой системы взаимодействия
ДОУ с семьей.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОО с
семьей неоспоримы и многочисленны.
- Это положительный эмоциональный
настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители
уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в
то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги
, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении
педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых
и осуществляется это взаимодействие.
- Это учет индивидуальности
ребенка. Педагог постоянно
поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их
при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.
- Родители самостоятельно могут выбирать
и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании
ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут
на себя ответственность за воспитание ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных
связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих
интересов и занятий.
- Это возможность реализации единой
программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.
- Это возможность учета типа семьи и
стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных
форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет
найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с
родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех
недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Основные принципы при организации работы в рамках
новых форм работы с семьей. :
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю
обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его
ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и
взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОО;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Функции работы ДОО с семьей.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно -
воспитательного процесса, организуемого в ДОО.
- Психолого - педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
- Взаимодействие родителей с общественными организациями села.
Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов
целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между
воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.
Новые формы взаимодействия
с семьей.
В процессе работы с семьей в ДОО решаются задачи, связанные с
возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и
педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного
досуга.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали
активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей :
-
"Круглый стол" по любой теме;
- тематические
выставки;
-
соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
-
консультации специалистов;
- устный
журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
-
семейные спортивные встречи;
- почта
доверия, телефон доверия;
-
семейные проекты "Наша родословная";
-
открытые занятия для просмотра родителей;
-
интеллектуальные ринги детей и родителей;
- контрольные для родителей;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- родительская гостиная;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного
успеха;
- аукцион секретов воспитания и др.
Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю
ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в
семье, желание их совершенствовать.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому
просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других
родителей.
- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную
сторону.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и
ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в
клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых
в ДОО. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и
воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в
ДОУ.
Проект продолжается. Много различных форм работы с родителями
опробировано. Сейчас можно смело
сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно
происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось
такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм
общения семей группы.
- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество,
выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не
только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что
родителям интересно в ДОО. Никогда еще так часто родители не участвовали в
совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас в рамках проекта.
- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению
родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с
родителями осуществляется успешно.
- Изменилось общение педагогов и родителей : взаимоотношения стали
партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают,
убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение
исчезает.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно
влияет на воспитанников, ради которых создан Проект. Дети активных родителей
становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде,
проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих
родителей. Ребенок чувствует себя ближе,
роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его
родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и
занятий.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОО,
положительная оценка его деятельности.
Важные
моменты:
•все
материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
•содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой
информации быстро пропадет;
•оформление
выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей
(текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
•содержание предлагаемого материала должно быть
действительно
интересно большинству родителей.
Работа с родителями — это процесс общения разных
людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду
могут возникнуть проблемные ситуации
во взаимоотношениях педагогов и родителей :
·
конфликты
между родителями из-за детей;
·
родительские
претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
·
жалобы
воспитателей на пассивность родителей;
·
невнимание
родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога
из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к
консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до
воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое
видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и
образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация
дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна
поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его
знания, умения, педагогические достижения.
Способы
повышения авторитета воспитателя:
·
торжественно
вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного
работника или за высокие показатели в работе по итогам года;
·
оформить
красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога;
·
организовать
благодарственное письмо от родителей выпускников;
·
оформить
холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных
достижений.
Важным моментом в предупреждении возникновения
проблемных ситуаций являются установление
личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование
родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Отсутствие информации порождает у родителя
желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей
группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию
конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно
осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Таким образом, использование разнообразных форм работы
с семьями воспитанников детского сада даё т положительные результаты: изменился характер
взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными
участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.
Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в
педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном
процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это
необходимо для развития их собственного ребенка.