Татьяна Коколова
Восприятие учебной информации, психофизиологические особенности
▼ Скачать + Заказать документы
Коколова Т. В. ,педагог-психолог,
Черемисина Б. И. - учница 9 кл., Нильмаер И. А. -ученик 9 класса
НОУ «Католическая гимназия г. Томска», г. Томск
В учебном процессе основная задача педагога заключается в том, чтобы учащиеся освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. При этом педагогу необходимо понимать, что возможно расхождение между его предпочитаемым каналом восприятия и переработки информации (что предпочитаем, то и используем) и ведущим каналом гимназиста. Ведь то, что педагогу представляется оптимальным, для учащегося может быть недоступным. Различие модальностей – одна из причин, по которой ученики оказываются в неравных условиях обучения. Поэтому учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия каждого ученика.
Публикация «Восприятие учебной информации, психофизиологические особенности» размещена в разделах
Гуманизация образования, доминирующая сегодня в образовательном пространстве является новой образовательной парадигмой.
Одним из путей совершенствования учебной деятельности является ее индивидуализация, связанная с созданием условий для удовлетворения потребностей субъекта в реализации своей познавательной активности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями. Приближение технологий к человеку, к его индивидуальным особенностям является в настоящее время устойчивой образовательной тенденцией.
В рамках нейрофизиологических представлений предполагается, что информацию об окружающем мире мы получаем, используя три основных канала восприятия : визуальный, аудиальный, кинестетический. Приоритетным у каждого человека обычно является один канал. Считается, что именно через ведущий канал поступает основной поток информации. Если мы учитываем ведущий канал собеседника, то, используя предпочитаемые им «ключи» восприятия, оптимизируем процесс общения. Если же процесс общения строится без учета ведущего канала восприятия, то большая часть информации не будет воспринята [ 4 ].
В учебном процессе гимназии основная задача преподавателя заключается в том, чтобы учащиеся освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. При этом преподавателю необходимо понимать, что возможно расхождение между его предпочитаемым каналом восприятия и переработки информации (что предпочитаем, то и используем) и ведущим каналом ученика. Различие модальностей – одна из причин, по которой ученики оказываются в неравных условиях обучения.
Учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия каждого учащегося.
Поэтому, материал исследования позволяет изучить психофизиологические особенности восприятия учебной информации учащимися и предложить рекомендации по организации учебного процесса гимназии с их учетом.
В результате изучения психофизиологических особенностей восприятия учащимися учебной информации, выполним ряд задач как, охарактеризуем восприятие как психический познавательный процесс, рассмотрим физиологические основы восприятия, раскроем сущность понятия ведущего канала восприятия информации, проведем исследование ведущего канала восприятия информации у учащихся.
Итак восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Следовательно, огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем.
Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.
Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов [ 3 ].
Обычное восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия [5].Таким образом, мы рассмотрели понятие восприятия, свойства восприятия.
Так как восприятие всегда включает в себя ощущения, получаемые от разных органов чувств, то и физиологические процессы, лежащие в основе восприятия, включают в себя процессы возбуждения, начинающиеся в органах чувств под воздействием предметов внешнего мира и передающиеся по центростремительным нервам в кору мозга.
Таким образом, физиологическую основу восприятия составляет сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры головного мозга. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями.
Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории.
1. Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
2. Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
3. Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
4. Дискреты (дигиталы) - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная среди людей.
Таким образом, так как все учащиеся по-разному воспринимают информацию, то и давать ее надо с учетом особенностей восприятия и переработки информации на основе различия анализаторов, участвующих в восприятии.
Мы провели исследование. Исследование проводилось на базе НОУ «Католическая гимназия г. Томска». В исследовании приняли участие 10 человек 9 класса и 10 человек 7 класса возраст респондентов - 13-15лет. Для проведения исследования использовалось методика «Выявление ведущего канала восприятия» .
Результаты опроса учеников - анализ результатов позволяет заключить, что у 48% опрошенных учащихся ведущим каналом восприятия информации является кинестетический, у 36% - визуальный, у 16% - аудиальный.
Наши рекомендации по совершенствованию организации учебного процесса с учетом ведущего канала восприятия информации учащихся.
Для формирования полноценной учебной деятельности учащемуся важно знать особенности своего восприятия, чтобы найти наиболее эффективный для него способ выполнения различных упражнений. Тем самым формируется особенный, характерный для данного учащегося стиль учебной деятельности, который позволяет повысить результативность усвоения учебного материала. Впоследствии это поможет выработать индивидуальный стиль профессиональной деятельности, который складывается у каждого человека. Процесс восприятия тесно связан с такими психологическими процессами, как мышление, речь, проявление чувств, волеизъявление, поэтому от того, насколько полноценно учащийся воспримет информацию и как выстроит свою деятельность по отношению к изучаемому объекту, будет зависеть уровень его профессионализма.
Учитель должен учитывать ведущий тип восприятия учащихся. При дифференциации обучения в зависимости от особенностей восприятия учителю нужно научиться преподносить материал во всех трех модальностях.
Обучая, педагог претендует на многосенсорное представление информации. Такой подход будет воздействовать на большую часть учащихся, и позволит им получать информацию, выбрав свой входной канал. Кроме того, многосенсорное обучение подкрепляет запоминание, поскольку, чем больше информационных каналов, тем лучше живая память. Естественно, многосенсорное обучение усиливает дополнительные сенсорные каналы учащихся.
Итак, кинестетикам нельзя заставлять неподвижно сидеть на занятии, так как во время движения они прочнее запоминают материал, можно использовать жесты, прикосновения. Важно помнить, что для этих людей характерна невысокая скорость мыслительных процессов. Нужно чаще использовать слова, обозначающие действия. При изложении нового материала стараться находиться как можно ближе к этой группе, чтобы в случае необходимости помочь в выполнении задания. А так как для кинестетиков главное – ощущения, то и помощь преподаватель может оказать действиями (поправить руку, правильно расположить корпус и т. д.). Если он смотрит чаще вниз, легко краснеет и глубоко дышит, общаясь, постоянно что-то крутит в руках, прикасается к собеседнику - это кинестетик. Среди населения кинестетики составляют 40%.
Кинестетикам требуется больше времени, чтобы «прочувствовать» решение, чем визуалам нарисовать картинку, аудиалам – оценить звук. Поэтому они как бы думают медленнее. Они делают более продолжительные паузы между фразами, часто раздражающие собеседника. Кинестетику трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь, чем угодно.
Визуалам можно предлагать зарисовывать свои впечатления, поэтому под рукой у них должен быть лист бумаги, больше внимания обращать на описание предметов: их цвет, форму, местоположение. Давая задание, стараться выделять цветом абзацы, особо важные слова и предложения. Использовать образные выражения, большое внимание уделять наглядности (ярким картинам, плакатам, схемам, географическим картам). Визуалы говорят быстро и резко, часто смотрят вверх, когда вспоминают. При разговоре им нужна большая дистанция, поле зрения. В их тексте будут слова «смотри», «показывать», «демонстрировать», «иллюстрировать», «отражать» и др. Около 35% людей – визуалы. Когда визуалы думают, они рисуют в своем сознании картинки. Они понимают, как им действовать, потому что видят свои действия. Если вы выражаете свои мысли визуальными терминами, они понимают Вас и чувствуют себя комфортно. У них великолепная зрительная память. Они могут описать вещи, которые когда-то видели, с точностью до детали, четко запоминают цвета и формы [ 6 ].
В процессе мышления визуалы обычно смотрят в трех направлениях: вверх - вправо, когда думают о будущем и создают образы. Вверх - влево, когда думают о прошлом. Прямо перед собой расфокусированным взглядом (верный признак того, что перед вами размышляющий визуал). Можно попробовать определить, говорит ли визуал правду, наблюдая за его поведением. Если взгляд визуала направлен вверх и вправо, значит он неискренен. Он рисует в воображении события, которые еще не произошли. Если он вспоминает о том, что уже было, его взгляд будет направлен вверх и влево.
Общаясь с этим человеком, нужно не рассказывать, а показывать. Если надо что-то объяснить, лучше нарисовать график. В разговоре и объяснениях следует стоять не перед ним, а рядом, обрисовывая общую для вас обоих перспективу.
Аудиалам необходимо позволить в процессе выполнения заданий проговаривать слова, шевелить губами, издавать звуки. Работая с группой аудиалов, стараться использовать возможности интонации и модуляции голоса (громко – тихо, высоко – низко, паузы). По возможности включать в работу аудио- и диктофонные записи. Описание картин или каких-либо предметов целесообразно дополнять музыкой. Выделение главных частей текста, предложения, «опасных мест» в словах сопровождать хлопком или ритмичными движениями.
Для аудиалов важны все повышения и понижения голосов, сами они говорят ритмично и размеренно – либо, напротив, мелодично и любят слышать свой голос. Они кивают в ритм своей речи – и, слушая, поворачивают ухо к говорящему. Рассказывать они будут очень обстоятельно, со всеми деталями. Одновременно слушать и разговаривать аудиалу сложно. Люди, воспринимающие мир преимущественно посредством звуков, составляют примерно 25% населения.
Аудиалы обращают внимание на высоту голоса, тембр, темп, интонацию. Для речи аудиалов характерны такие слова, как «тон», «звучать», «сказать» и т. д. Они часто склонны разговаривать сами с собой или бормотать что-то себе под нос. Это способ решить проблему посредством ее проговаривания вслух. Речь аудиалов отличается размеренностью, ритмичностью, неторопливостью – осознанием каждого слова, в отличие от визуалов, которые говорят высоким голосом и дышат учащенно.
Характерное направление взгляда: в сторону - вправо, когда размышляют о будущем. В сторону - влево, когда вспоминают прошлое. Подобно визуалу, оценивающему информацию расфокусированным взглядом прямо перед собой, аудиал осмысливает сказанное взглядом вниз - влево. Когда учащийся - аудиал смотрит в этом направлении, следует остановиться и дать ему подумать. Если Вы будете продолжать говорить, он Вас не услышит. Аудиалы, так же как и визуалы, любят иллюстративный материал, только воспринимают его по-другому.
Дискретов еще называют логическим типом, поскольку информацию они воспринимают, запоминают, хранят и воспроизводят в виде схем, логических цепочек, формул, зависимостей и так далее. Итак, речь у дискретов исключительно логическая: в ней по минимуму встречаются слова, соответствующие классическому восприятию людей – через органы чувств. Дискрет будет говорить логически и о логических процессах, а не о красоте или звучании, цветах, или звуках, эмоциях или других характеристиках обсуждаемых вещей. Речь у него будет похожей на автоматическую: без особых оттенков, интонаций и эмоций. Дискрет обычно использует такие слова как «во-первых», «вследствие», «из этого следует», «это значит», «таким образом» и т. п. Кроме того, бытует мнение, что дискреты вообще трудно идут на общение и редко открываются другим людям. Часто дискретов описывают как закомплексованных и закрытых людей. Но, скорее всего, будучи людьми чувствительными, они просто стараются скрывать это в себе, не демонстрируя окружающим свою эмоциональность.
Визуальный контакт во время разговора отвлекает дискретов, поэтому они отводят глаза в сторону. Дискреты не смотрят глаза-в-глаза, чтобы не терять нить беседы и подбирать правильные слова (то есть если человек не смотрит вам в глаза – это вовсе не значит, что он лжет). Кроме того, дискреты с помощью касания и других физических ощущений возвращаются от своих мыслей к окружающей действительности. Дискретам очень сложно общаться с другими людьми, так как другие их просто не в состоянии понять их логические связи, аналитические схемы и прочие "заумности". Зато сами они хорошо всех воспринимают.
Считается, что дискретами не рождаются, но становятся. Речи человек обучается гораздо позже, чем восприятию и самовыражению с помощью ведущих органов чувств. Поэтому при определении ведущего типа восприятия у детей, тип “дискрет” часто даже не рассматривают. Отдельные специалисты считают, что дискреты скорее всего сами не подозревают, что они дискреты. А даже если в этом уверены, то никогда не признаются.
Немаловажным фактором, оказывающим значительное влияние на эффективность усвоения материала и формирование позитивного образа педагога как профессионала, является предпочитаемый им стиль обучения.
Итак, мы рассмотрели особенности обучения с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
Для формирования полноценной учебной деятельности ученику важно знать особенности своего восприятия, чтобы найти наиболее эффективный для него способ выполнения различных заданий.
Педагог должен учитывать ведущий тип восприятия ученика. При дифференциации обучения в зависимости от особенностей восприятия педагогу нужно научиться преподносить материал во всех трех модальностях, и для каждого типа восприятия важно выполнять определенные условия. Также, зная стиль преподавания педагога, можно правильнее заметить, какие обучающиеся испытывают затруднения, и сделать соответствующие поправки.
Список литературы.
1. Кинезиолог: Сенсорные модальности в НЛП: Образовательный сайт. URL : https://kineziolog.bodhy.ru ( дата обращения: 20.11.2012).
2. Маклаков А. Г. Общая психология : Учебник для вузов. СПб. : изд-во Питер, 2008. 583 с.
3. Психология от А до Я : Общие особенности восприятия : Образовательный сайт. URL : https://psyznaiyka.net ( дата обращения: 4.11.2012).
4. Студенту Вуза: Психология : Образовательный сайт. URL : https://studentu-vuza.ru (дата обращения 20.11.2012).
5. Маклаков А. Г. Общая психология : Библиотека Гумер: URL : https://www.gumer.info (дата обращения 16.12.2012).
6. Общая психология : URL : https://all-psychology.ru (дата обращения 16.12.2012).
7. Психология восприятия : Раздели психологии : Образовательный сайт: URL : https://siteprovse.com (дата обращения 4.11.2012).