Папки-передвижки

Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации в ДОУ

Анна Катькалова
Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной

информации для родителей в ДОУ

Цель: ознакомление с актуальными способами оформления стендовой информации для родителей воспитанников.

Задачи:

Обучающие. Познакомить с возможными формами оформления информационных уголков для родителей.

Развивающие. Развивать интерес к эффективному сотрудничеству между педагогами, родителями и воспитанниками, формировать эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные. Воспитывать уважение к педагогам, заинтересованность к жизни ДОУ и группы.

Публикация «Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации в ДОУ» размещена в разделах

Взаимодействие ДОУ и семьи невозможно без информационного сотрудничества. Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов.

Формы работы с семьей по педагогическому просвещению разнообразны. В данных рекомендациях речь пойдет о наглядной информации. Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее подачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Родитель должен быть привлечен ею и заинтересован. Для этого предлагаются новые подходы к оформлению наглядной информации в детском саду.

- Информационные уголки оформляются по единому сюжету : по одной сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба, русской комнаты или игрушечного магазина.

- В оформлении используются разнообразные материалы: поролон, пенопласт, береста, лоза, атлас, мех, макраме, папье-маше, пластик, синтепон, соломка, керамика, дерево (резьба, выжигание, а так же мелкие предметы, необходимые для украшения нарядов и привлекательности персонажей: пуговицы, бусинки, блестки, нитки мочала, вата; природный материал: семена тыквы, подсолнуха, арбузов, скорлупа яиц, грецких орехов, шишки, ветки, желуди; бросовый материал: катушки из-под ниток, пробки, пластмассовые бутылки, проволока, фольга, использованные фломастеры.

- Традиционные стенды и планшеты заменяются необычными формами соответственно сюжету: в цветке, на короне, фартуке, в морковках, клубничках, перьях птиц, вагонах поезда и т. д.

- Материалы текстов помещены в специальные кармашки из оргстекла, глянцевой бумаги соответственно формам предметов: в клубничках - овалы, в фартуке - полукруг, трапеция.

- Информация дается крупным печатным шрифтом на светлом фоне так, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 метров. Тема выделяется цветом и более увеличенными размерами.

- Уют и комфорт, необходимые для благоприятного восприятия предлагаемого материала, создается за счет использования сочетающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, тюлей и штор на окнах, салфеток на столе, наличия живых цветов, зелени, икебаны и, конечно, чистоты и порядка.

- Прочность и безопасность - одно из основных требований к оформлению наглядной агитации. Все материалы основательно прикрепляются к деревянной основе. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов.

- Информационные материалы регулярно обновляются в зависимости от рубрики: ежедневно, еженедельно, но не реже одного раза в месяц.

- Местом для оформления наглядной педагогической информации может служить как групповая раздевальная комната, так и другие уголки детского сада, где часто бывают родители: коридоры, площадки у кабинета заведующей, медиков, психолога, логопеда и даже участки веранды, стены у входа в детский сад.

Оформление наглядной информации для родителей.

Перечень и описание основных информационных уголков (рубрик, которые безусловно могут быть дополнены и расширены самими педагогами:

Настенная тематическая информация по педагогическому просвещению.

Настольная тематическая информация.

Уголок краткой информации.

Для чтения дома.

Музыкально-поэтический уголок.

Медицинский уголок "О здоровье"

Объявления.

"Благодарим"

"Рады сообщить вам. "

Вести с НОД.

Уголок творчества детей.

Меню.

Окно - очень короткие новости.

Фотоуголок настроения.

Режим, расписание НОД.

Выставка: "Сделайте вместе с детьми".

Фотоуголок: "С вашими детьми работают".

Уголок забытых вещей.

"Поздравляем".

Зеркало.

Настенная тематическая информация.

Советы на одну из тем по воспитанию детей располагаются на самом видном месте. Тема должна привлечь внимание родителей не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи. Вместо привычных заголовков, таких как "Советы родителям", лучше написать: "Секреты воспитания вежливого ребенка" или "Что делать, если ребенок упрямится?", "Как избавить ребенка от страхов". Заголовок располагается на одном из предметов сюжета и выделяется цветом, увеличенными размерами букв из фольги, тесьмы, соломки, вышивки и т. д. Например, если раздевальная комната оформлена в виде леса, то тема - на солнышке или облаках.

Правила и советы не концентрируются в одном месте, а разбросаны по стене: по одному совету-предложению даны персонажам, написаны на предметах задуманного сюжета. Так, у гусей-лебедей в клювах - перья, на перьях - советы. Звери: заяц, белочка, медведь держат в лапках любимые лакомства: морковь, орех, бочку с медом, на них - кармашки с советами.

Советов должно быть не более пяти. Все правила и рекомендации пишутся печатными буквами на светлом фоне (не допускается написание на красном, зеленом и других темных тонах бумаги, причем, чтобы не сливались тона, на которых написан текст, со стеной, можно окантовать силуэт предмета, персонажа яркими цветами.

Важную роль в оформлении настенной информации играет новизна и необычность материалов. Так Карлсон, держащий в руках банку с вареньем, изготовлен из поролона, пропеллер из пластика, ворот из шелка, глаза из пуговок, волосы из шерстяных ниток, высыпает из банки клубнички, на которых помещены конкретные советы на тему "Если ребенок лжет". Еще вариант: вверху на стене - луна, на которой - тема, а на елке, шляпке грибка, сердцевине цветка - советы по воспитанию детей.

Настенная информация обновляется ежемесячно.

Настольная тематическая информация.

Информация по вопросам педагогики, психологии, медицины, располагается на столике. Его желательно накрыть красивой салфеткой, поставить цветы или икебаны соответственно времени года. У стола - 1-2 стула, рядом - крючок для сеток, сумок. Все это направлено на создание благоприятной атмосферы, необходимой для создания положительных эмоций, восприятия информации, которая должна вызвать интерес родителей, В изготовлении игрушек, сказочных персонажей, участвующих в настольной агитации, желательно привлечь детей, которые обращали бы внимание родителей на свой труд, и сами бережно относились к поделкам.

Настольная информация может быть представлена с помощью мягких легких игрушек, изготовленных из разнообразного материала. Тема, выделенная цветом и размером, располагается на основных предметах сюжета, украшениях персонажей. Подача советов, не более трех, обыгрывается персонажами.

Примерные варианты сюжетов.

- Черепаха, сделанная из скорлупы грецких орехов, держит плакат с названием темы: "Если ребенок лжет". На вышитой салфетке голубого цвета - лилии. Они связаны из ниток, из их сердцевинок выглядывают листочки с советами.

- На дереве (из бумаги, в гнезде (из ваты) сидит птичка (из накрахмаленных ниток, в клюве - тема: "Наказывая ребенка, нужно помнить. " Рядом с деревом - игрушки зверей, в лапках которых -советы.

- На пеньке - колобок, сшитый из ткани, в берете. На кисточке берета - тема "Предотвратить травматизм можно, если. ", а советы находятся в шляпке грибка, на ягодке, в сердцевине цветка, расположенных рядом на столе.

- У торшера (из катушек ниток и ткани) сидит бабушка (из папье-маше, бусы из рябины, юбка украшена аппликацией по ткани) и вяжет шарф из трех клубков. На торшере - тема: "Советы по воспитанию внуков", а в клубочках - советы в форме кружков.

- Доктор Айболит держит телеграмму с темой: "Береги глаз, как алмаз" и шприц или карандаш больших размеров, на гранях которых - советы.

- На самоваре, расписанном гжелью, - тема, на блюдцах - чашечки с советами.

- Олимпийский медвежонок (из меха, на груди которого -медаль с темой, держит обручи, кольца, в них - советы.

- Петух в клюве несет название темы, в хвосте его - советы.

- Паровоз, изготовленный из картона и ткани, везет пассажиров: зайца, кота, лягушку, белочку (их меха). В парах клубящегося дыма - тема: "Как любить ребенка", а в лапках зверюшек, выглядывающих из окон вагонов, - советы. За паровозом бежит лиса с чемоданом, на котором надпись: "Успехов вам".

Уголок краткой информации.

Данная рубрика знакомит родителей с короткими высказываниями великих людей, яркими строками стихов, меткими народными пословицами и поговорками по вопросам воспитания и обучения. Этот уголок размещается на стенах коридоров, у входа в детский сад, раздевалку или в пролете между переходами. Как и предыдущие, рубрика оформляется нетрадиционно. Например, в виде радио, на котором строки М. Ю. Лермонтова:

"Поверь мне, счастье только там,

Где любят нас, где верят нам. "

В виде экрана телевизора, на котором написана пословица:

"Учи жену без детей,

А детей - без людей. "

В виде звезды из фольги, в которой помещены слова Шекспира:

"Злое слово несет беду устам, его сказавшим".

В виде солнышка, приютившего высказывание Ушинского:

"Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его".

В виде цветка со словами Ж. Ж. Руссо:

"Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным - это приучить его не встречать ни в чем отказа".

В данном уголке должно быть только одно высказывание, пословица или стихотворение, причем напечатанное крупно, на светлом фоне.

Уголок для чтения дома.

Материалы данного уголка желательно расположить невысоко на стене над столом, чтобы его оформление стало продолжением сюжета настольной агитации. Так, если на столе тема и советы освещены на предметах сервировки, то на стене - поднос, на нем аппликации тарелок, самоваров, салфеток (из того, чего нет на столе, по количеству советов.

Если на столе - кукла в национальном костюме, то на стене, в уголке "Для чтения дома" - расписное коромысло с ведрами. На коромысле дается тема: "Правила хорошего тона во время беседы", а на ведрах - советы.

Если на столе - курочка Ряба с темой и советами на яйцах, то на стене - лужайка, на которой детские работы по аппликации - цыплята.

Если на столе изображена улица города: машины, дома, то на стене - светофоры с советами для родителей.

Уголок поэзии и музыки.

Стихи и песни, которые учат дети на занятиях по музыке, развитию речи и в свободное время, а также стихи, способствующие корректировке поведения взрослых, красочно оформляются в альбомах, тетрадях небольших размеров с тем, чтобы родители могли взять их домой и переписать, особенно те, чьи дети имеют трудности в запоминании, выразительном чтении. Иногда можно давать на дом "хитрые" задания всем родителям, такие как: "Нарисуйте картинки к куплетам песни, строкам стихотворения". Данные задания рекомендуется писать на каждую семью.

Уголок детского творчества.

В данном уголке - работы детей по рисованию и аппликации, лепке и конструированию. Тема занятия и программное содержание помещаются в специально отведенном кармашке, который располагается в крыше домика, в руках Веселого Карандаша. Работы по рисованию и аппликации могут быть выставлены все или частично, причем, они скрыты "забором", "травкой", чтобы родители не имели возможности сравнивать рисунок своего ребенка с другими. Выставки с детскими работами должны быть хорошо закреплены лесками, ажурной реечкой снизу.

Для показа рисунков и аппликаций можно использовать не только выставки, но и полочки с конвертами на каждого ребенка. Работы детей по лепке и конструированию можно разместить на полочках сказочного домика, лесенке избушки, фартуке Лисы-Патрикеевны, украшенных резьбой, плетением. Фамилии и имена детей можно написать на бортике полочки.

Медицинский уголок.

С помощью этой рубрики родителям предоставляется возможность получить данные о росте, весе ребенка, о диете, режиме дня, получить ответы на волнующие вопросы по профилактике тех или иных заболеваний.

Доска объявлений.

Объявления вывешиваются соответственно форме планшета. Они должны быть напечатаны на листах и окантованы цветной бумагой, с тесьмой, природным материалом, привлекая внимание не только содержанием, но и эстетичным нетрадиционным оформлением. Если это, например, приглашение на новогодний утренник, то текст помещается в бороде Деда Мороза или на мешке с подарками.

Рубрика «Благодарим».

На красочном табло, в виде телеграммы, указа-свитка написаны слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп детского сада, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек, занимаются с детьми, участвуют в других мероприятиях. Не рекомендуется перечислять сразу много фамилий, лучше по одной и с указанием конкретного вклада. "Благодарим Морозову Светлану Михайловну, за организацию театрального кружка".

Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения:

Он классный мастер - золотые руки!

За это уважаем мы его.

Он мастерит прекрасные игрушки,

На это время не жалея своего. Иногда необходимо написать слова благодарности всем родителям за участие в конкурсе игрушек, стихов, в подготовке к родительскому собранию, в расчистке снега и сооружении построек. И даже если для некоторых эта благодарность будет адресована авансом, это будет способствовать активизации их деятельности.

Главное в оформлении этой рубрики - своевременная похвала, теплые слова и частое ее обновление.

Рубрика «Рады сообщить вам».

Эта рубрика может иметь и другие, похожие по смыслу, названия: "Приятные новости", "Наши успехи", но основной ее целью является сообщение родителям об успехах детей в труде, культуре поведения, в добрых поступках. Это можно давать короткой информацией как об успехах отдельных детей, так и всей группы.

Рубрика поможет знакомить родителей с теми вопросами воспитания, которые актуальны для детей данной группы на данный момент. Похвала нужна детям для того, чтобы вызвать их желание следовать прививаемым правилам, а родителям - веру в своих детей.

Рубрика «Вести с ООД».

Эта рубрика знакомит родителей с темами, целями и задачами основных НОД, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители смогут соучаствовать в обучении ребенка, давать им свою посильную помощь.

В этой рубрике возможно и обращение педагогов, детей к родителям в виде просьбы оказать помощь в разгадывании ребусов, кроссвордов, в ответе на трудный вопрос, в составлении сказки, стихотворения или принять участие в ролевом чтении сказки и ее театрализации, изготовлении декораций, в совместном рисовании, аппликации, конструировании на заданную тему.

Меню.

Табличка с меню так же, как и все другие, должна быть нескучной. Например, повар с поварешкой указывает на меню, которое написано на колпаке, глаз повара весело подмигивает, а уста говорят: "Приятного аппетита". Или: изображается костер в печи из фольги, а над ним вывешено меню. Не обязательно меню вывешивать в раздевалке, лучше у входа в детский сад или в специально отведенном месте. Крупный печатный шрифт дает возможность быстрее ознакомиться с предлагаемым меню.

Рубрика: «Окно» - Очень Короткие Новости.

Название может быть и другим. Например, "А знаете ли Вы. ", но в отличие от уголка краткой информации здесь содержатся короткие сообщения о новых исследованиях в области педагогики, психологии, медицины, эта рубрика знакомит со статьями из периодической печати и новинками литературы. Оформить панно можно в виде раскрытой книги (из бересты в руках Мери Попинс, Архимеда или телеграммы, которую держит сорока, на глазах которой - очки, в клюве -лист с текстом.

Фотоуголок «Доброе утро, малыш».

Уголок размещается в раздевальной комнате или в группе и служит визитной карточкой. Свои фотографии пришедшие утром дети показывают, переворачивая с обратной стороны на лицевую, как бы заявляя о себе. "Здравствуй, я здесь". На обратной стороне можно написать фамилию, имя ребенка.

Режим и сетка ООД.

Эта информация по усмотрению педагогов может быть расположена в специально отведенных уголках помещения детского сада или раздевальной комнате.

Желательно на первом собрании сообщить родителям данную информацию или раздать родителям памятки, так как она неизменна в течение года.

Выставка «Сделайте вместе с детьми».

Эта выставка должна побуждать родителей к совместным занятиям с детьми в семье.

На специальных полочках выставляются игрушки из бросового природного материала, куклы для театрализации сюжетов сказок, гирлянды, икебаны из замороженных солью веток, кленовых листьев, праздничная сервировка стола комнатки из обувных коробок для кукол Барби, куклы из сухих трав, аппликации из листьев, семян и многое другое. Родители должны иметь возможность взять домой образцы и по возможности необходимые для изготовления поделок материалы, которые предлагаются тут же в коробках: глина, лоскутки ткани, кожи, фольга, цветная бумага, бусинки, природный и бросовый материал.

Для большего интереса родителей к этой деятельности следует объявить конкурс на лучшую работу с последующей выставкой поделок.

Фотоуголок «С вашими детьми работают».

В этот уголок, оригинально оформленный в виде солнышка, цветочной полянки, в искрах салюта, помещены фотографии с именами, отчествами, фамилиями тех руководителей, педагогов, специалистов, медиков и сотрудников детского сада, которые работают с детьми этой группы. Дополнить фотографии можно информацией об образовании, интересах этих людей.

Это поможет родителям иметь представление о тех, кто работает с их детьми, и это облегчает общение родителей с педагогами.

Уголок забытых вещей.

Обратить внимание родителей на то, что именно здесь находятся потерянные вещи детей, помогут яркие игрушки больших размеров, прикрепленные невысоко к стене или на полу. Карман Чебурашки, кувшин Журавля, фартук Лисы, вагоны поезда могут служить местом хранения этих вещей, на игрушках — призывы или просьбы заглянуть в их кармашки. Надписи должны быть безобидными. Нежелательны такие названия, как "Уголок Маши - растеряши". Сделать это надо тактичнее. Например, на грибке-мухоморе, шляпка которого приподнимается, написано: Чей платочек, Чей носочек? На груди у петушка кармашек с надписью: Ку-ка-ре-ку! Чей платочек? Ку-ка-ре-ку! Чей носочек? Эй, ребята, не зевай, Свои вещи разбирай. Из корзины, которую несет медведь, выглядывает Машенька и указывает на надпись: Высоко сижу, Далеко гляжу. Все утерянные вещи В короб я сложу. В уголках ясельных групп желательно наличие не одного кармашка, а нескольких: для платочков, носков, варежек. Например, в виде гусеницы с несколькими кружками-отделами для забытых вещей и рисунками-указателями. На короне гусеницы - надпись: "Кто ищет, тот всегда найдет". Использование разнообразных материалов и предметов, необходимых для оживления персонажей - глаза подмигивают, рот открывается, ноги и руки двигаются, уши шевелятся, - вызовет особый интерес со стороны детей и взрослых и поможет в обыгрывании речи этих игрушек с целью привития и закрепления правил бережного отношения к своим вещам.

Так, Красная Шапочка расскажет детям как беречь вещи и вручит цветочки тем детям, у которых они всегда на своем месте. Буратино своим волшебным ключиком может лечить детей от рассеянности и забывчивости. Заяц шевелит ушами, а Кот - усами, так как заметили разбросанные вещи в раздевалке. Чебурашка, подмигивает и просит в конце каждого дня заглянуть к нему в гости.

Уголок «Поздравляем».

Красочное панно с таким названием не трудно оформить в коридорах детского сада, а в раздевальной комнате поздравительные тексты можно поместить на доске объявлений. Следует помнить о том, что и поздравление родителей с праздниками, событиями не только способствует созданию хорошего настроения, служит знаком внимания и уважения, но и преследует воспитательные цели.

Зеркало.

Удивительно, но даже обычное зеркало, занимающее место на стене соответственно росту детей, является средством воспитания детей и взрослых.

Выработать привычку смотреться в зеркало можно в том случае, если оно будет забавным: в виде нарядной уточки, принцессы, космонавта, Петрушки, Чебурашки, белочки. Хорошо, когда эти персонажи обращаются к каждому с добрыми пожеланиями: "Улыбайтесь", "Будьте вежливыми", "Вы очень красивые", "Я люблю тебя".

Публикации по теме:

Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи Взаимодействие с семьями воспитанников – одно из основных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Но, как показывают.

Доклад «Новые подходы к организации игровой деятельности с учётом требований ФГОС до» Доклад Новые подходы к организации игровой деятельности с учётом требований ФГОС ДО» Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории.

Консультация для педагогов «Новые подходы к организации конструктивной деятельности детей в режимных моментах» «НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ» Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных.

Лэпбук «Дикие животные». Новые подходы и идеи в педагогической деятельности согласно ФГОСЛэпбук «Дикие животные». Новые подходы и идеи в педагогической деятельности согласно ФГОС ЛЭпбук "Дикие животные" Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам детских садов необходимо постоянно учиться,.

Новые подходы к организации математического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО Новые подходы к организации математического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО Опыт работы:.

Новые подходы в логопедической работе с детьми-дизартриками на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» Конфуций Дизартрия является актуальной сложной.

Новые подходы в преподавании и обученииНовые подходы в преподавании и обучении Тема:«Новые подходы в преподавании и обучении» «Самое главное — научить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении.

Новые подходы к адаптации детей в детском саду Впервые приходя в детский сад малыш попадает в другой мир, так непохожий на привычный. Меняется все: режим, питание, температура и окружение,.

Рекомендации по оформлению патриотических и краеведческих уголков в разных возрастных группах ДОУ При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах развивающая предметно-пространственная.

Новые подходы к процессу воспитания творческой направленности ребенка на основе музыкального материала Статья «Новые подходы к процессу воспитания творческой направленности ребенка на основе музыкального материала» В настоящее время в сфере.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации в ДОУ
Опубликовано: 19 сентября 2018 в 09:59
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Анна Катькалова (УИ 251608) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД