Анжела Суворова
Восприятие музыки дошкольниками в ДОУ с учётом ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие музыки дошкольниками в ДОУ с учётом ФГОС.
Вопрос музыкального восприятия у дошкольников в ДОУ на сегодняшний день стоит особенно актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными стандартами (ФГОС). В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей. Организация музыкальных занятий в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить занятия элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную, умственную и конечно слуховую деятельность детей. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Публикация «Восприятие музыки дошкольниками в ДОУ с учётом ФГОС» размещена в разделах
В нашем детском саду в каждой группе есть музыкальный уголок. В младших группах туда помещены музыкальные игрушки с фиксирующим звуком (дудочки, свистульки, барабан, бубен, погремушки. Дети любят на них играть. В средней группе добавляется металлофон и плоскостная клавиатура, так как дети с удовольствием имитируют игру на пианино. В старших и подготовительных группах дети знакомятся с маракасом, треугольником, аккордеоном; появляются пособия по муз. грамоте (фланелеграф с нотами, муз. лесенка, музыкально дидактические игры «Музыкальное лото», «Кто лучше слушает», «Угадай инструмент» и другое. В музыкальном зале созданы условия для проявления творчества, есть возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми произведениями, и композиторами. Здесь находятся разнообразные материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в музыкальной деятельности, которые постоянно дополняются. Вниманию детей предложены видео занятия из серии «Сказка в музыке», «Природа и музыка», «Музыка о животных и птицах», «Песня, танец, марш», «Настроения, чувства в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки», дидактические игры и многое другое.
В работе с детьми большое внимание уделяется развитию музыкальных способностей, мышлению, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.
Я начинаю работать с детьми в возрасте от двух лет и провожаю их в школу на выпускном вечере. На этом пути продолжительностью пять лет ребята систематически и последовательно от простого к более сложному, знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством.
Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности : восприятия, исполнительства (пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, творчества.
Восприятие, является ведущим видом деятельности. При восприятии музыки у ребенка возникают музыкальные представления, активизируется воображение. Музыка развивает и умственно, словарь детей обогащается и новыми выражениями.
В своей работе с детьми для лучшего усвоения ими того или иного произведения я ставлю следующие цели и задачи.
Цель: Накапливать опыт восприятия произведения мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей. А также расширять знания детей о народной музыке.
Задачи:
1. Знакомить детей с доступными их восприятию образцами классической, народной, современной музыки.
2. Развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.
3. Давать первоначальные сведения о музыке подводить к различению характера, содержания, средств выразительности (формировать у детей оценочное отношение)
Занятия проводятся с учетом интеграции образовательных областей:
Художественно- эстетическое:
Знакомство с народным искусством.
Передавать собственное отношения к образам в мимике, жестах.
Поддержка стремления создавать изображения предметов и событий
Оформление элементов костюмов к «театральным постановкам.
Познание:
Беседы с детьми: о природе, животном мире, как это выражено в музыкальных произведениях.
Мультимедийные презентации.
Чтение литературных произведений, заучивание стихотворений,
пословиц, потешек о музыке.
Коммуникация:
Развитие свободного общения детей со взрослыми в облости музыки
Расширение кругозора детей в области музыки
Социализация:
Освоение правил вежливого, доброжелательного отношения.
Речевое развитие;
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, речевого аппарата.
Физическая культура, здоровье:
Профилактические упражнения для кисти руки, глаз
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Каковы же методы и приемы, которыми я располагаю для того, чтобы воплотить в жизнь выше перечисленные задачи. Здесь я полностью придерживаюсь программы О. П. Радыновой. Где, за основу обучения взяты три основных метода: наглядный, словесный и практический.
Хорошо разнообразит структуру музыкального занятия прием оркестровки, который объединяет слушание музыки и игру на детских музыкальных инструментах. Оркестровка развивает у ребенка творческую активность. Например, для передачи бодрого характера музыки. дети используют барабан или бубен. Для нежного, мягкого характера- тембр колокольчика, треугольника. При этом я всегда учу детей играть ритмично, согласно характеру музыки. Предварительно мы всегда прохлопываем ритмический рисунок и отмечаем место вступления разных инструментов.
Еще одним эффективным способом развития музыкального восприятия детей является передача характера музыки в движении. Ребенок имеет возможность передать в движении темп музыки, ритм, динамику даже паузы. Я работаю с детьми над умением точно передавать смену характера музыки. К примеру «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского услышав смену характера музыки дети с большим интересом передают в движении два контрастных настроения.
В нашей работе известен также прием сравнения 2-х разных по характеру музыкальных произведения, которые хорошо обостряют слуховое внимание детей.
В своей работе также объединяю разные виды искусства (музыка, поэзия, живопись). Чаще всего я использую чтение стихотворений показ картин, иллюстраций близких по настроению исполняемой музыки. Детям. в свою очередь предлагаю выполнить рисунок, который отражает полученные впечатления от прослушанного произведения.
Однажды меня заинтересовало восприятие детей образов инструментальной музыки и их влияние на детский рисунок. Я провела небольшое исследование с целью определения, какие выразительные средства музыки воспринимаются детьми, как ребенок передает настроение, вызванное слушанием музыки. Я наметила несколько различных по характеру музыкальных произведений. Сюда вошли «Клоуны» Д. Кабалевского, «Баба Яга» П. Чайковского.
Первоначальный этап работы был связан с предварительным слушанием музыкального произведения, название которого они не знали. В целях эксперимента я решила выяснить, сумеют ли дети, не зная программы воспринять музыкальный образ? Какие ассоциации у них возникнут при этом? Прослушав произведение, дети словесно определили характер музыки, восприняли ее настроение. На мой вопрос, о том, какая это музыка, дети отвечали; Страшная, жуткая («Баба Яга П. Чайковского). Прослушав музыку Д Кабалевского «Клоуны», ребята говорили, что девочка идет со скакалкой, музыка веселая, быстрая, кто-то отвечал, что прыгают зайцы. Далее я сообщала точное название произведения. И еще раз предложила прослушать для определения выразительных средств музыки. Детские ответы были верны. Затем, я предложила детям отобразить в рисунке замысел возникший при слушании инструментальной музыки. Вот анализ рисунков. К примеру, к пьесе «клоуны», дети изображают; одного радостного, а другого грустного.
Итак, воспринимая музыкальный образ инструментального произведения ребенок выделяет те выразительные средства, которые произвели на него наибольшие впечатления. В дальнейшем в своей работе планирую проводить такие интегрированные занятия (музыка и живопись)
Думаю, что последовательное выполнение требований программы по восприятию музыки ведет к гармоничному музыкальному развитию дошкольника. В свою очередь моя задача заинтересовать детей музыкой, учить их высказывать свое мнение, свои мысли.
Таким образом организация музыкальных занятий в ДОУ с учетом ФГОС должны строиться таким образом, чтобы дать возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.