Ирина Косушкина
Воспитываем патриотов
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности…Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов» - так записано в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Публикация «Воспитываем патриотов» размещена в разделах
Патриотизм- это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Каждому из нас принадлежит его Родина- малая, близкая. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры в детском возрасте- это и есть самый естественный, а потому и самый верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Наследовать- значит «делать своим», осваивать. Наследие- это то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное, героическое, трудовое наследие народа- огромное богатство, которым каждому ребёнку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так,чтобы не разбазарить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности.
Становление человека, развитие его личности происходит, только если вокруг него есть ему подобные- социум, в который входит не только ближайшее окружение ребёнка и взаимодействующие с ними специалисты, но, что самое главное- его сверстники. Именно поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы все аспекты жизни были доступны для каждого подрастающего человека. И уже тем более это необходимо детям-инвалидам.
Для особых детей контакты с окружающим миром ограничены,поэтому процесс их социальной реабилитации затруднён. При этом данный процесс существенным образом зависит от тех норм, которые приняты в социальном окружении ребёнка, от предъявляемых этим окружением к нему требований. Именно эти нормы и требования обеспечивают формирование его личности.
Для развития детей с ограниченными возможностями здоровья нужна адаптация объёма и характера воспитательного материала к познавательным возможностям воспитанников, для чего необходимо систему изучения тех или иных знаний значительно детализировать: материал преподносить небольшими порциями, усложнять постепенно, а также изыскивать способы облегчения трудных заданий.
Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, основным принципом нашей работы мы считаем создание ситуации успешности ребёнка, которое необходим для обретения уверенности в своих силах и преодолении трудностей Работа с детьми ведётся по различным направлениям (установление межличностных отношений, досуговая деятельность, расширение кругозора детей, расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, обеспечение безопасности жизнедеятельности и здоровый образ жизни и т. д.)
Многолетний опыт работы доказывает нам, что нашим «особенным «детям доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Актуальность работы по нравственно-патриотическому воспитанию, проводимой в реабилитационном центре «Виктория», заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях традиций (в силу определё нных причин: большинство из них ранее не посещали других образовательных учреждений, имели ограничения в коммуникативной сфере и т. п.).
Наша цель- организация системы нравственно-патриотического воспитания и решение проблем личностного развития «особенных» детей через приобщение их к историческому, культурному, природному наследию города Тольятти, Самарской губернии, а затем и России.
В числе приоритетных задач выступают:
-ведение широкой историко-просветительской деятельности
-формирование представлений детей о Родине, как о месте, где человек родился
-воспитание чувства привязанности к своему родному городу, уважение к людям, которые живут и трудятся в нём.
-расширение кругозора детей на основа музейного материала, доступного их пониманию
- привитие интереса к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору.
-развитие духовно-нравственных потребностей, эмоциональной и мотивационной сферы.
В многообразном процессе освоения ребёнком знаний о прошлом своего города, о традициях и обычаях народов Поволжья музей занимает особое место. Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные сферы личности ребёнка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через её экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств. Музей, как окно в окружающий мир, даёт мощный стимул для формирования и развития личности ребёнка-инвалида, расширяет границы взаимодействия личности с обществом, развивает его образное и ассоциативное мышление, творческие способности, эмоциональную сферу. Музей – незаменимый инструмент адаптации воспитанников к окружающему миру, с его помощью у ребёнка расширяется словарный запас, развивается связная речь, мышление и т. д. В музее происходит смена привычной обстановки, дети переключаются на активную творческую деятельность, в которой способны выразить свои скрытые проблемы, освободиться от переживаний и психоэмоционального напряжения.
Экскурсии в краеведческий музей нашего города, в музей военной техники, в музей боевой славы школы № 1, в музей И. Репина, в музей космонавтики г. Самара, музеи Казани, Нижнего Новгорода, Москвы-способствовали образному познаниюмира,помогли сформировать представления о «малой Родине», о людях,прославивших её.Те живые впечатления,которые дети получают на экскурсиях, становятся отправной точкой для более глубокого изучения в процессе чтения художественной литературы, рассматривания альбомов, слайдов, просмотра телепередач, подбора и прочтения заметок из газет,журналов.
Успех патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома.
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока живы традиции, пока не оскудела историческая память.
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Важно донести до детей мысль- спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
«Человек будущего- тот, у которого окажется самая долгая память» Ф. Ницше.