Татьяна Салмина
Воспитываем патриотов
Воспитываем патриотов
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
Публикация «Воспитываем патриотов» размещена в разделах
В детских садах всегда уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к Родине, уважительного отношения к истории своего народа.
Основные направления работы по патриотическому воспитанию :
Историко – краеведческое.
Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае.
По данному направлению в нашем образовательном учреждении организованы следующие мероприятия:
- беседы: «Край марийский – капелька России» (в младшей-средней группе); «Народы республики Марий Эл», «Народные праздники и традиции», «Йошкар-Ола – столица Марий Эл (в группе «Колокольчик»;
- знакомство с героями былин, с удалью русских богатырей: чтение литературных произведений, рассматривание картин и просмотр мультфильмов (во всех возрастных группах);
- знакомство с русским и марийским декоративно прикладным искусством, в старше-подготовительной группе знакомство с мастерами Хохломы, Городца, Дымково, рисование элементов росписи и занятие по ознакомлению с историей русского костюма.
Духовно - нравственное.
Воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни.
Педагоги нашего детского сада систематически ведут работу по данному вопросу:
- знакомят с людьми разных профессий, рассказывают о значимости их труда, прививают толерантное отношения к окружающим (во всех возрастных группах).
Гражданско – правовое.
Формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу; воспитывает уважение к государственной символике.
Для реализации данного направления, организовано:
- знакомство с символикой нашего государства: беседа в группе «Ягодка» на тему «Российский флаг», в группе «Колокольчик» занятие о создании Государственного герба, флага, цикл занятий о столице Российского государства – Москве, о нашей необъятной Родине «Широка страна моя родная».
Социально – патриотическое.
Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях старшего возраста.
Над данной задачей воспитатели работают начиная с самого раннего возраста детей:
- в группе «Ягодка» проведено занятие «Мои друзья», в группе «Колокольчик» - занятие на тему «Какие мы»;
- разучивание стихов и песен о бабушках и дедушках, беседы об уважительном отношении к ним.
Военно – патриотическое.
Ориентировано на формирование у детей высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, изучение русской военной истории, воинских традиций.
- в группе «Ягодка» проводились занятия по рисованию «Самолеты летят», аппликация на тему «Флажки»; занятие по ООМ «Наша Армия»; оформлена стенгазета «Мой любимый папа»;
- в группе «Колокольчик» прошло развлечение «Поздравляем наших пап», организована выставка поделок совместно с родителями на тему «Военная техника», рисование на тему «Наша Армия родная» и «Солдат на посту»;
- во всех возрастных группах были проведены беседы о защитниках Отечества и о родах войск Российской Армии;
- к празднику Победы в старше-подготовительной группе была оформлена фото-выставка «Спасибо за Победу!».
Спортивно-патриотическое.
Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.
- проведение подвижных и сюжетно - ролевых игр во всех возрастных группах: «Смелые летчики», «Разведчики» «Беги к флажку», «Самый меткий», «Моряки» и др.
Культурно-патриотическое.
Направлено на развитие творческих способностей детей через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
- музыкально-тематическое занятие «Цвети мой край марийский» в старше-подготовительной группе;
- в группе «Ягодка» мастер-класс по изготовлению куклы-оберега и и развлечение «В гостях у бабушки Загадушки»;
- развлечение «Игры Поволжья» для детей всех возрастных групп
В нашем детском саду сложилась система патриотического воспитания детей, которая включает целый комплекс задач:
• воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому;
• формирование бережного отношения к родной природе;
• развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
• Формирование элементарных знаний о правах человека.
• расширение представлений о России, о её столице-Москве; о республике Марий Эл, её столице-Йошкар-Оле; знакомство детей с символами государства: гербом, флагом гимном страны, нашей республики.
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения нашей Родины, уважительное отношение к ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, героям труда, защитникам Отечества;
• формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.
Данные задачи реализуются через все виды деятельности дошкольников: игры, занятия, праздники, развлечения, трудовую и бытовую деятельность. Чаще всего, воспитатели реализуют патриотическое воспитание дошкольников, приурочивая тематические мероприятия к ежегодным праздникам и датам, таким как День Победы, День образования республики, День защитника Отечества и другие.
Работа по патриотическому воспитанию подразумевает разные виды деятельности и творчества, разучивание патриотических песен и стихов, изготовление поделок, рисование, игровую деятельность, образовательную область.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.