елена назарова
Проект «Растим патриотов России»
▼ Скачать + Заказать документы
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет,
Россию любить и знать
Как важно не опоздать…
Уважаемые коллеги!
Сегодня вашему вниманию представлен проект «Растим патриотов России».
Проект – познавательно – творческий, долгосрочный, групповой.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Растим патриотов России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Выбранная тема очень актуальна, ведь в последние годы идет переосмысление сущности нравственно - патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
В Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что система образования в стране призвана обеспечить прежде всего, историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию России. Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. К сожалению, молодое подрастающее поколение все чаще имеет поверхностное представление о событиях исторического наследия страны. Но известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. Эти слова определяют необходимость воспитания патриотизма у дошкольников, как систематической и целенаправленной деятельности, которая способствует формированию чувства любви и преданности своему Отечеству, уважения к традициям нашей страны, почитания старшего поколения, бережного отношения к памяти прошлого.
Важное место в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников должны занимать события Великой Отечественной Войны и те люди, которые завоевали Великую Победу. Это связано прежде всего с тем, что общество и подрастающее поколение, обязаны еще при жизни ветеранов войны воздать им дань уважения и благодарности за жизнь нынешних россиян.
В организации и проведения работы по патриотическому и гражданскому воспитанию дошкольников важно учитывать, что Россия – это огромная, многонациональная страна, поэтому необходимо уделять особое внимание формированию у детей дошкольного возраста национальной толерантности и терпимости.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на развитие личности ребенка – дошкольника как патриота и гражданина своей страны, своей малой Родины, как носителя национальной культуры, которое возможно при знакомстве с историей, традициями, обычаями своего народа, произведениями художественной литературы и искусства. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, дошкольники лучше узнают самих себя, свои живительные корни. Это позволяет разумнее строить свою жизнь и окружающий мир вокруг себя.
Для того, чтобы достичь оптимальных результатов по нравственно – патриотическому и гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста необходима целенаправленная деятельность, ориентированная на системный и комплексный подход, охватывающий все стороны формирования личности и общей культуры маленьких граждан нашей страны.
Цель данного проекта :
Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через интеграцию всех видов деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формировать и обогащать знания детей о своей стране, истории, традициях и обычаях народов, населяющих ее территорию;
- учить отражать во всех видах деятельности свое отношение к окружающему миру.
Развивающие:
- развивать познавательную активность и речевую культуру, творческие, интеллектуальные и физические способности дошкольников;
- культивировать патриотическую, гражданскую позицию по отношению к окружающей действительности.
Воспитательные:
- воспитывать у дошкольников чувства любви и сопричастности к своей Родине, родному краю, городу, в котором они живут;
- воспитывать ответственное, эмоционально – доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым;
- пропагандировать необходимость нравственно – патриотического, гражданского воспитания в семье.
Данные задачи решаются с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, то есть при интеграции всех образовательных областей и через систематическую и планомерную работу во всех видах деятельности.
Предполагаемые итоги реализации данного проекта /гипотеза/
Мы предположили, что формирование нравственно – патриотических качеств, гражданственности у дошкольников будет более эффективно, если дети будут выступать активными участниками образовательного процесса и отражать собственный опыт и впечатления об окружающем мире, своей стране, родном крае через интеграцию всех видов деятельности.
Осуществление проекта предполагает четыре этапа.
Первый этап – организационный
Разработка проекта :
- определение проблемы;
- постановка цели и задач;
- подбор методической, дидактической, художественной литературы, практического материала;
- составление перспективного, тематического планов работы.
Второй этап – исследовательский
- выполнение проекта.
Третий этап – аналитический
- анализ поставленной цели;
- обобщение результатов работы, формулировка выводов;
- составление рекомендаций.
Четвертый этап - презентационный
- познавательная, практическая значимость проекта, т. е. распространение данного опыта работы среди коллег.
При разработки и реализации проекта были задействованы следующие педагогические принципы:
• Принцип развития (отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности дошкольников).
• Принцип дифференциации и индивидуализации (предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы)
• Принцип природосообразности (свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям)
• Принцип доступности (предусматривает осуществление деятельности с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей).
• Принцип системности (достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной, развивающей, воспитательной и оздоровительной направленности с соответствующим содержанием)
• Принцип последовательности (заключается в постепенном повышении требований в процессе познавательно-творческой деятельности).
Принцип наглядности (заключается в использование дидактического, методического, практического материалов, в систематическом применение средств ИКТ и ТСО).
Работа по нравственно – патриотическому и гражданскому воспитанию, в рамках данного проекта, проводилась в пяти направлениях:
Познавательное развитие – историко-культурное развитие дошкольников в процессе знакомства с символикой, гербом и флагом России и Мордовии, названиями городов и улиц, историческими достопримечательностями нашей страны и родного края; оно осуществлялось в процессе проведения ознакомительных НООД, затем комплексных, заканчивающихся продуктивной деятельностью, в ходе наблюдений и экскурсий.
Речевое развитие – речевое образование детей дошкольного возраста проходило в процессе ознакомления с нашей страной и республикой, историческими достопримечательностями, названиями городов и улиц, символикой России и Мордовии. Осуществлялось в процессе проведения НООД, в свободной и совместной деятельности дошкольников и взрослых, используя при этом проведение бесед, рассказов, произведений художественной и поэтической литературы.
Социально – коммуникативное развитие проходило через формирования личности дошкольника как гражданина и патриота своей Отчизны, создателя культурных ценностей и традиций русского и мордовского народов.
Художественно - эстетическое развитие – осуществлялось на материале произведений художников и композиторов России и Мордовии, всех видов декоративно-прикладного и изобразительного искусств.
Физическое развитие осуществлялось через формирование ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью и использование нравственно - патриотической и гражданской тематике в игровой деятельности дошкольников.
Формы и методы реализации проекта
Познавательное развитие. При ознакомлении детей с родной страной, традициями, обычаями народов, населяющих ее территорию, мы создали благоприятные условия, при которых у дошкольников расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, любовь к природе родного края, решаются задачи нравственно – патриотического и гражданского воспитания. В процессе целенаправленной и систематической работы по патриотическому и нравственному воспитанию, дети приобретают достаточно необходимый уровень знаний и умений через НООД по формированию целостной картины мира и коммуникации. Был разработан цикл конспектов НООД:
- «Защитники земли русской»;
- «Город, в котором мы живем»;
- «Великая наша Россия»;
- «С чего начинается Родина?»
и другие, которые имеют цель дать дошкольникам конкретное представление о родной стране на основе непосредственного восприятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей.
Речевое развитие. В своей педагогической практике по речевому развитию, наряду с традиционными, стараемся как можно больше использовать современные формы и методы воспитательной работы с детьми: викторины, аукционы, турниры знатоков, литературные гостиные, «часы общения» с применением ИКТ. Художественная литература и устное народное творчество издавна служат важными средствами воспитания детей дошкольного возраста. Русская и мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образы литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию. Художественная литература и фольклор - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников, несут в себе черты народных традиций, а также содержат много информации о родной стране, крае, где мы живем, верованиях, культуре русского и мордовского народов. В рамках данного проекта, созданы картотеки по устному народному творчеству.
Социально – коммуникативное развитие. Одной из наиболее значимых форм реализации задач приобщения детей к общекультурным и национально значимым условиям формирования личности достойного гражданина, создателя культурных ценностей и традиций русского и мордовского народов является организация взаимодействия детского сада с учреждениями культуры. Для нравственно – патриотического и гражданского воспитания детей нами широко используется возможности музейной педагогики. В рамках педагогического проекта, посетили с дошкольниками Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941 – 1945 г. г., была проведена экскурсия в Мордовский республиканский краеведческий музей им. И. Д. Воронина. Библиотека им. С. Я. Маршака находиться недалеко от нашего образовательного учреждения, и поэтому мы уже несколько лет активно с ними сотрудничаем. На базе библиотеки проводились выставки книг русских и мордовских писателей и поэтов, литературные часы, викторины, часы поэзии, знакомство с новыми периодическими изданиями. Посещения библиотеки проходят один раз в месяц. Все эти занятия способствуют расширению кругозора детей, привитию любви к литературе, развитию творческих способностей.
Художественно – эстетическое развитие. Русское и мордовское декоративно-прикладное и изобразительное искусство является важнейшим источником формирования духовной сферы личности. В связи с этим знакомим детей с характерными особенностями различных видов росписей, их элементами, сочетаниями, композицией и цветосочетанием. Рассматривая иллюстрации в книге «Русский народный костюм» познакомили дошкольников с узорами, цветами, расположением, с богатством, вариацией русской народной одежды, классическими возможностями и своеобразием манер ношения. Большую помощь в ознакомлении с мордовским костюмом оказывает знакомство с творчеством художника Ф. В. Сычкова. Учим детей видеть и понимать содержание картин, чувствовать настроение художника. Интересно проходят занятия по ознакомлению детей с произведениями скульптора С. Д. Эрьзи. Одна из форм работы с детьми – продуктивно - творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Это позволяет закрепить знания детей, полученные в результате общения, формирующееся у них отношение к окружающему миру, к миру природы, воспитывать ответственность за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда. Посредством включения музыкальных произведений, оформление музыкального уголка, прослушивание песен, стихов о России и Мордовии, учим детей слушать, видеть, понимать, познавать, и любить свою культуру, традиции, чувствовать гордость за свою Родину. Проведение фольклорных праздников и развлечений стало традицией в нашем детском саду: «Фестиваль мордовской песни», «Осенины», «Зимние святки», «Масленица», «Пасха», «В гостях у бабушки Алдуньи», «Цвети мой край, Мордовия моя», «Свет мой, Родина моя!» и другие. На них обязательно приглашаются родители. Неоднократно гостями таких праздников был мордовский ансамбль «Торамо». Такие праздники проходят ярко, весело, интересно. Ансамбль дарит детям свои песни как на русском, так и на мордовском языках, прибаутки, колядки, народные игры.
Физическое развитие Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают НООД по физической культуре, спортивные праздники и развлечения, основанные на фольклоре. При организации двигательной активности детей большое место отводится подвижным играм, спортивным упражнениям. Овладение ими имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей. Русские и мордовские народные игры широко использую как на НООД, так и в свободной деятельности. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают занятия по физической культуре, спортивные праздники и развлечения, основанные на фольклоре. Фольклорные праздники стали традицией проведения их в нашем детском саду: «Зимние святки», «Масленица», «Пасха», «Цвети мой край» и другие. На них обязательно приглашаются родители.
Игровая деятельность. Создание предметно - развивающей среды в ДОУ, направленной на воспитание азов гражданственности и патриотизма у дошкольников – объективно решает весь комплекс образовательных, воспитательных, развивающих задач. Особое место в воспитании детей в духе народных традиций отводиться мини-музею по краеведению. Все предметы в нем доступны ребенку. Здесь собраны русские и мордовские народные костюмы, материалы по творчеству русских и мордовских художников, дети могут найти книги с произведениями русских и мордовских поэтов и писателей, альбомы с видами столицы нашей Родины, родного края и города. Ответить на вопросы: Как жили русские и мордва в старину? Как работали и отдыхали? Чем украшали быт? Оформлены игротеки сюжетно – ролевых, дидактических, подвижных игр: «Народы Мордовии», «Государственные символы России», «Государственные праздники России», «Профессии», «Природно-климатические зоны Земли».
Трудовая деятельность. Огромную роль в формировании нравственных качеств дошкольника является трудовая деятельность, в которую привлекаются родители воспитанников. Каждый сезон дети и родители участвуют в «Трудовом десанте», где сажают деревья на игровом участке, подрезают кусты, убирают мусор весной и осенью. Совместно с дошкольниками и их родителями, проходят в детском саду различные конкурсы на лучшую ледяную постройку, поделку из природного материала и др.
Взаимодействие с родителями. Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Эта работа осуществляется с целью создания единого образовательного пространства детского сада и семьи через следующие формы работы: родительские собрания, анкетирование, круглый стол, дни открытых дверей, фотовыставки, конкурсы поделок и т. д. Для информирования родителей, был организован стенд «Родителям на заметку», в котором прилагались консультации, уголок доверия «Вы спрашиваете, мы ответим», участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.
Особое место, в рамках данного проекта, занимает знакомство дошкольников с события Великой Отечественной Войны и теми людьми, которые завоевали Великую Победу. В современном мире стали забытыми события второй мировой войны. Дети не знают, какой ценой было завоевано их счастливое, беззаботное детство и мирное существование. За свободу и светлое будущее, за мирное небо в этой войне сражались люди разных национальностей, и неважно было, кто ты: русский, украинец, белорус, казах все они были одержимы одним желанием – ПОБЕДИТЬ! Поэтому, важно, чтобы уже в дошкольном возрасте дети знали значение слов «Родина», «свобода», «дружба», «Победа», «Флаг», «герб», «семья». Именно от любви к своей семье, уважения к своей малой родине, родному краю складываются основные понятия нравственно – патриотических чувств «Я – гражданин России», «Я горжусь своей страной».
Итогом реализации познавательно – творческого проекта стала выставка рисунков «Моя страна – Россия!», презентация которой прошла в форме творческого вечера.
И в заключении хочется сказать, что на основе мониторинга, можно проследить, что уровень развития детей дошкольного возраста посредством формирования гражданственности и нравственно - патриотических ценностей значительно возрос. В результате проектной деятельности были получены следующие результаты:
- у детей проявляется интерес к окружающему миру, своей стране, родному краю;
- дети более активно приобщаются к истории, традициям, культуре своего народа, видят лучшие качества присущие ему: трудолюбие, доброту, сочувствие;
- дошкольники отражают собственный опыт и свои впечатления об окружающем мире через интеграцию всех видов деятельности.
Список литературы
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2. Агапова, И. А. Мы - патриоты! : классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва : Вако, 2008. - 368 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
3. Битютская, Н. П. Система педагогического проектирования : опыт работы, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012.
4. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).
5. Гейкер Н. Национально-региональный компонент в работе с дошкольниками // Дош. восп. ,- 2007 - № 9.
6. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. - 192 с.
7. Козлова, А. В., Дешеулина, Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
8. Мартынова, Е. А., Сучкова, И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты. – Волгоград: Учитель, 2012.
9. Медведева, Н. З. Инновационная образовательная модель «Начальная школа - детский сад». Программа развития, планирование занятий, ключевые дела. – Волгоград: Учитель, 2012.
10. Этнокультурное образование: опыт и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Мордовский республиканский институт образования. - Саранск, 2007.
11. Этнокультурное образование: опыт и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 20 ноября 2008 года, г. Саранск / Сост. : Т. В. Самсонова и др. ; МО РМ, МРИО. -Саранск, 2009.