Получи документы

Проект «Растим патриотов России»

елена назарова
Проект «Растим патриотов России»
▼ Скачать + Заказать документы

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет,

Россию любить и знать

Как важно не опоздать…

Уважаемые коллеги!

Сегодня вашему вниманию представлен проект «Растим патриотов России».

Проект – познавательно – творческий, долгосрочный, групповой.

Актуальность проекта :

Публикация «Проект „Растим патриотов России“» размещена в разделах

Выбранная тема очень актуальна, ведь в последние годы идет переосмысление сущности нравственно - патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что система образования в стране призвана обеспечить прежде всего, историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию России. Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. К сожалению, молодое подрастающее поколение все чаще имеет поверхностное представление о событиях исторического наследия страны. Но известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. Эти слова определяют необходимость воспитания патриотизма у дошкольников, как систематической и целенаправленной деятельности, которая способствует формированию чувства любви и преданности своему Отечеству, уважения к традициям нашей страны, почитания старшего поколения, бережного отношения к памяти прошлого.

Важное место в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников должны занимать события Великой Отечественной Войны и те люди, которые завоевали Великую Победу. Это связано прежде всего с тем, что общество и подрастающее поколение, обязаны еще при жизни ветеранов войны воздать им дань уважения и благодарности за жизнь нынешних россиян.

В организации и проведения работы по патриотическому и гражданскому воспитанию дошкольников важно учитывать, что Россия – это огромная, многонациональная страна, поэтому необходимо уделять особое внимание формированию у детей дошкольного возраста национальной толерантности и терпимости.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на развитие личности ребенка – дошкольника как патриота и гражданина своей страны, своей малой Родины, как носителя национальной культуры, которое возможно при знакомстве с историей, традициями, обычаями своего народа, произведениями художественной литературы и искусства. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, дошкольники лучше узнают самих себя, свои живительные корни. Это позволяет разумнее строить свою жизнь и окружающий мир вокруг себя.

Для того, чтобы достичь оптимальных результатов по нравственно – патриотическому и гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста необходима целенаправленная деятельность, ориентированная на системный и комплексный подход, охватывающий все стороны формирования личности и общей культуры маленьких граждан нашей страны.

Цель данного проекта :

Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через интеграцию всех видов деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- формировать и обогащать знания детей о своей стране, истории, традициях и обычаях народов, населяющих ее территорию;

- учить отражать во всех видах деятельности свое отношение к окружающему миру.

Развивающие:

- развивать познавательную активность и речевую культуру, творческие, интеллектуальные и физические способности дошкольников;

- культивировать патриотическую, гражданскую позицию по отношению к окружающей действительности.

Воспитательные:

- воспитывать у дошкольников чувства любви и сопричастности к своей Родине, родному краю, городу, в котором они живут;

- воспитывать ответственное, эмоционально – доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым;

- пропагандировать необходимость нравственно – патриотического, гражданского воспитания в семье.

Данные задачи решаются с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, то есть при интеграции всех образовательных областей и через систематическую и планомерную работу во всех видах деятельности.

Предполагаемые итоги реализации данного проекта /гипотеза/

Мы предположили, что формирование нравственно – патриотических качеств, гражданственности у дошкольников будет более эффективно, если дети будут выступать активными участниками образовательного процесса и отражать собственный опыт и впечатления об окружающем мире, своей стране, родном крае через интеграцию всех видов деятельности.

Осуществление проекта предполагает четыре этапа.

Первый этап – организационный

Разработка проекта :

- определение проблемы;

- постановка цели и задач;

- подбор методической, дидактической, художественной литературы, практического материала;

- составление перспективного, тематического планов работы.

Второй этап – исследовательский

- выполнение проекта.

Третий этап – аналитический

- анализ поставленной цели;

- обобщение результатов работы, формулировка выводов;

- составление рекомендаций.

Четвертый этап - презентационный

- познавательная, практическая значимость проекта, т. е. распространение данного опыта работы среди коллег.

При разработки и реализации проекта были задействованы следующие педагогические принципы:

• Принцип развития (отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности дошкольников).

• Принцип дифференциации и индивидуализации (предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы)

• Принцип природосообразности (свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям)

• Принцип доступности (предусматривает осуществление деятельности с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей).

• Принцип системности (достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной, развивающей, воспитательной и оздоровительной направленности с соответствующим содержанием)

• Принцип последовательности (заключается в постепенном повышении требований в процессе познавательно-творческой деятельности).

Принцип наглядности (заключается в использование дидактического, методического, практического материалов, в систематическом применение средств ИКТ и ТСО).

Работа по нравственно – патриотическому и гражданскому воспитанию, в рамках данного проекта, проводилась в пяти направлениях:

Познавательное развитие – историко-культурное развитие дошкольников в процессе знакомства с символикой, гербом и флагом России и Мордовии, названиями городов и улиц, историческими достопримечательностями нашей страны и родного края; оно осуществлялось в процессе проведения ознакомительных НООД, затем комплексных, заканчивающихся продуктивной деятельностью, в ходе наблюдений и экскурсий.

Речевое развитие – речевое образование детей дошкольного возраста проходило в процессе ознакомления с нашей страной и республикой, историческими достопримечательностями, названиями городов и улиц, символикой России и Мордовии. Осуществлялось в процессе проведения НООД, в свободной и совместной деятельности дошкольников и взрослых, используя при этом проведение бесед, рассказов, произведений художественной и поэтической литературы.

Социально – коммуникативное развитие проходило через формирования личности дошкольника как гражданина и патриота своей Отчизны, создателя культурных ценностей и традиций русского и мордовского народов.

Художественно - эстетическое развитие – осуществлялось на материале произведений художников и композиторов России и Мордовии, всех видов декоративно-прикладного и изобразительного искусств.

Физическое развитие осуществлялось через формирование ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью и использование нравственно - патриотической и гражданской тематике в игровой деятельности дошкольников.

Формы и методы реализации проекта

Познавательное развитие. При ознакомлении детей с родной страной, традициями, обычаями народов, населяющих ее территорию, мы создали благоприятные условия, при которых у дошкольников расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, любовь к природе родного края, решаются задачи нравственно – патриотического и гражданского воспитания. В процессе целенаправленной и систематической работы по патриотическому и нравственному воспитанию, дети приобретают достаточно необходимый уровень знаний и умений через НООД по формированию целостной картины мира и коммуникации. Был разработан цикл конспектов НООД:

- «Защитники земли русской»;

- «Город, в котором мы живем»;

- «Великая наша Россия»;

- «С чего начинается Родина?»

и другие, которые имеют цель дать дошкольникам конкретное представление о родной стране на основе непосредственного восприятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей.

Речевое развитие. В своей педагогической практике по речевому развитию, наряду с традиционными, стараемся как можно больше использовать современные формы и методы воспитательной работы с детьми: викторины, аукционы, турниры знатоков, литературные гостиные, «часы общения» с применением ИКТ. Художественная литература и устное народное творчество издавна служат важными средствами воспитания детей дошкольного возраста. Русская и мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образы литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию. Художественная литература и фольклор - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников, несут в себе черты народных традиций, а также содержат много информации о родной стране, крае, где мы живем, верованиях, культуре русского и мордовского народов. В рамках данного проекта, созданы картотеки по устному народному творчеству.

Социально – коммуникативное развитие. Одной из наиболее значимых форм реализации задач приобщения детей к общекультурным и национально значимым условиям формирования личности достойного гражданина, создателя культурных ценностей и традиций русского и мордовского народов является организация взаимодействия детского сада с учреждениями культуры. Для нравственно – патриотического и гражданского воспитания детей нами широко используется возможности музейной педагогики. В рамках педагогического проекта, посетили с дошкольниками Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941 – 1945 г. г., была проведена экскурсия в Мордовский республиканский краеведческий музей им. И. Д. Воронина. Библиотека им. С. Я. Маршака находиться недалеко от нашего образовательного учреждения, и поэтому мы уже несколько лет активно с ними сотрудничаем. На базе библиотеки проводились выставки книг русских и мордовских писателей и поэтов, литературные часы, викторины, часы поэзии, знакомство с новыми периодическими изданиями. Посещения библиотеки проходят один раз в месяц. Все эти занятия способствуют расширению кругозора детей, привитию любви к литературе, развитию творческих способностей.

Художественно – эстетическое развитие. Русское и мордовское декоративно-прикладное и изобразительное искусство является важнейшим источником формирования духовной сферы личности. В связи с этим знакомим детей с характерными особенностями различных видов росписей, их элементами, сочетаниями, композицией и цветосочетанием. Рассматривая иллюстрации в книге «Русский народный костюм» познакомили дошкольников с узорами, цветами, расположением, с богатством, вариацией русской народной одежды, классическими возможностями и своеобразием манер ношения. Большую помощь в ознакомлении с мордовским костюмом оказывает знакомство с творчеством художника Ф. В. Сычкова. Учим детей видеть и понимать содержание картин, чувствовать настроение художника. Интересно проходят занятия по ознакомлению детей с произведениями скульптора С. Д. Эрьзи. Одна из форм работы с детьми – продуктивно - творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Это позволяет закрепить знания детей, полученные в результате общения, формирующееся у них отношение к окружающему миру, к миру природы, воспитывать ответственность за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда. Посредством включения музыкальных произведений, оформление музыкального уголка, прослушивание песен, стихов о России и Мордовии, учим детей слушать, видеть, понимать, познавать, и любить свою культуру, традиции, чувствовать гордость за свою Родину. Проведение фольклорных праздников и развлечений стало традицией в нашем детском саду: «Фестиваль мордовской песни», «Осенины», «Зимние святки», «Масленица», «Пасха», «В гостях у бабушки Алдуньи», «Цвети мой край, Мордовия моя», «Свет мой, Родина моя!» и другие. На них обязательно приглашаются родители. Неоднократно гостями таких праздников был мордовский ансамбль «Торамо». Такие праздники проходят ярко, весело, интересно. Ансамбль дарит детям свои песни как на русском, так и на мордовском языках, прибаутки, колядки, народные игры.

Физическое развитие Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают НООД по физической культуре, спортивные праздники и развлечения, основанные на фольклоре. При организации двигательной активности детей большое место отводится подвижным играм, спортивным упражнениям. Овладение ими имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей. Русские и мордовские народные игры широко использую как на НООД, так и в свободной деятельности. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают занятия по физической культуре, спортивные праздники и развлечения, основанные на фольклоре. Фольклорные праздники стали традицией проведения их в нашем детском саду: «Зимние святки», «Масленица», «Пасха», «Цвети мой край» и другие. На них обязательно приглашаются родители.

Игровая деятельность. Создание предметно - развивающей среды в ДОУ, направленной на воспитание азов гражданственности и патриотизма у дошкольников – объективно решает весь комплекс образовательных, воспитательных, развивающих задач. Особое место в воспитании детей в духе народных традиций отводиться мини-музею по краеведению. Все предметы в нем доступны ребенку. Здесь собраны русские и мордовские народные костюмы, материалы по творчеству русских и мордовских художников, дети могут найти книги с произведениями русских и мордовских поэтов и писателей, альбомы с видами столицы нашей Родины, родного края и города. Ответить на вопросы: Как жили русские и мордва в старину? Как работали и отдыхали? Чем украшали быт? Оформлены игротеки сюжетно – ролевых, дидактических, подвижных игр: «Народы Мордовии», «Государственные символы России», «Государственные праздники России», «Профессии», «Природно-климатические зоны Земли».

Трудовая деятельность. Огромную роль в формировании нравственных качеств дошкольника является трудовая деятельность, в которую привлекаются родители воспитанников. Каждый сезон дети и родители участвуют в «Трудовом десанте», где сажают деревья на игровом участке, подрезают кусты, убирают мусор весной и осенью. Совместно с дошкольниками и их родителями, проходят в детском саду различные конкурсы на лучшую ледяную постройку, поделку из природного материала и др.

Взаимодействие с родителями. Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Эта работа осуществляется с целью создания единого образовательного пространства детского сада и семьи через следующие формы работы: родительские собрания, анкетирование, круглый стол, дни открытых дверей, фотовыставки, конкурсы поделок и т. д. Для информирования родителей, был организован стенд «Родителям на заметку», в котором прилагались консультации, уголок доверия «Вы спрашиваете, мы ответим», участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.

Особое место, в рамках данного проекта, занимает знакомство дошкольников с события Великой Отечественной Войны и теми людьми, которые завоевали Великую Победу. В современном мире стали забытыми события второй мировой войны. Дети не знают, какой ценой было завоевано их счастливое, беззаботное детство и мирное существование. За свободу и светлое будущее, за мирное небо в этой войне сражались люди разных национальностей, и неважно было, кто ты: русский, украинец, белорус, казах все они были одержимы одним желанием – ПОБЕДИТЬ! Поэтому, важно, чтобы уже в дошкольном возрасте дети знали значение слов «Родина», «свобода», «дружба», «Победа», «Флаг», «герб», «семья». Именно от любви к своей семье, уважения к своей малой родине, родному краю складываются основные понятия нравственно – патриотических чувств «Я – гражданин России», «Я горжусь своей страной».

Итогом реализации познавательно – творческого проекта стала выставка рисунков «Моя странаРоссия, презентация которой прошла в форме творческого вечера.

И в заключении хочется сказать, что на основе мониторинга, можно проследить, что уровень развития детей дошкольного возраста посредством формирования гражданственности и нравственно - патриотических ценностей значительно возрос. В результате проектной деятельности были получены следующие результаты:

- у детей проявляется интерес к окружающему миру, своей стране, родному краю;

- дети более активно приобщаются к истории, традициям, культуре своего народа, видят лучшие качества присущие ему: трудолюбие, доброту, сочувствие;

- дошкольники отражают собственный опыт и свои впечатления об окружающем мире через интеграцию всех видов деятельности.

Список литературы

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

2. Агапова, И. А. Мы - патриоты! : классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва : Вако, 2008. - 368 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

3. Битютская, Н. П. Система педагогического проектирования : опыт работы, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012.

4. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).

5. Гейкер Н. Национально-региональный компонент в работе с дошкольниками // Дош. восп. ,- 2007 - № 9.

6. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. - 192 с.

7. Козлова, А. В., Дешеулина, Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. : ТЦ Сфера, 2013.

8. Мартынова, Е. А., Сучкова, И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты. – Волгоград: Учитель, 2012.

9. Медведева, Н. З. Инновационная образовательная модель «Начальная школа - детский сад». Программа развития, планирование занятий, ключевые дела. – Волгоград: Учитель, 2012.

10. Этнокультурное образование: опыт и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Мордовский республиканский институт образования. - Саранск, 2007.

11. Этнокультурное образование: опыт и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 20 ноября 2008 года, г. Саранск / Сост. : Т. В. Самсонова и др. ; МО РМ, МРИО. -Саранск, 2009.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад «Растим патриотов» Доклад на тему: «Растим патриотов» (из опыта работы) Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших.

Консультация для воспитателей «Растим патриотов» Консультация для воспитателей на тему "Растим патриотов" Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач.

Образовательный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Воспитываем патриотов» Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы.

Проект «Растим патриотов России» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Помоздинский детский сад №4 «Солнышко» Проект «Растим патриотов России» • По доминирующей.

Проект «Воспитываем маленьких патриотов» (учимся любить свой родной город). Проект средней срочности. Маленькая Родина всё равно большая, ведь она единственная. Ж. Ренар Тип проекта:.

Растим патриотов. Анализ работы И красива и богата Наша Родина, ребята. Долго ехать от столицы До любой ее границы. Все вокруг свое, родное: Горы, степи и леса: Рек.

Родительское собрание «Брейн-ринг» «Растим патриотов»Родительское собрание «Брейн-ринг» «Растим патриотов» Родительское собрание (Брейн-ринг). Тема: «Растим патриотов». Цель: повышение педагогической культуры родителей. Задачи: совместно с родителями.

Родительское собрание «Растим патриотов». Викторина для детей старшего дошкольного возраста и родителей Дорогие родители! Сегодня у нас необычный день! Сегодня мы хотим показать, как изменились Ваши дети за этот учебный год! Они пришли в нашу.

Сюжетно-ролевая игра «Растим патриотов»Сюжетно-ролевая игра «Растим патриотов» Цель: Формировать представления о родах войск (летчики, танкисты, моряки, пехотинцы); сформировать у них первые представления об особенностях.

Тематическое планирование месячника по патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриотов России» МБДОУ Семьянский детский сад №7 «Белоснежка» Тематическое планирование месячника по патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриотов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Растим патриотов России»
Опубликовано: 25 февраля 2016 в 08:04
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Растим патриотов России»» (включая файлы) размещена пользователем елена назарова (УИ 314327) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД