Улыбина Ирина Владимировна
Нравственное и эмоциональное воспитание старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных эмоций ребенка является создание взрослыми вокруг него здоровой, доброжелательной и приятной среды. Доверие взрослых, их постоянная забота и поддержка способствуют позитивному эмоциональному развитию ребенка : он охотно и легко общается со сверстниками, делится своими радостями, печалями со взрослыми. Важно, чтобы наибольшие положительные эмоции дети испытывали в дошкольном возрасте. Бодрость, хорошее настроение, чувство защищенности и уверенность в себе - все это хорошо для характера ребенка и для всего тела, что очень необходимо, особенно при подготовке ребенка к школе.
Публикация «Нравственное и эмоциональное воспитание старших дошкольников» размещена в разделах
Эмоциональная активность старших дошкольников показывает, насколько полноценна их жизнь. Дети откликаются на все хорошее, проявляют сочувствие, помогают друг другу, грустят и бывают счастливы. Семейный отдых подарит массу дополнительных положительных эмоций. Ребенок чувствует, что живет в счастливой и близкой семье, чувствует любовь и внимание близких.
В этом возрасте дети должны не только научиться понимать свои собственные чувства, но и научиться понимать опыт других. Сочувствие - одна из важных характеристик человека. Такое социальное чувство ограничивает личный эгоизм людей, позволяя одному человеку поставить себя на место другого человека и увидеть в нем себе подобных.
При проведении нравственного и эмоционального воспитания мы должны прежде всего развивать у детей общие переживания, особенно сочувствие. Речь идет о развитии общих эмоций у детей. Эмоциональная чувствительность во многом определяет способность сопереживания. У детей появится желание заботиться о других и природе. Характеристики насильственной эмоциональной реакции детей на происходящее вокруг, а также потребность в постоянном контакте с другими должны использоваться для развития их чувствительности и внимания к своим сверстникам, маленьким детям и окружающим взрослым.
В одной и той же ситуации разные дети будут вести себя по-разному. Некоторые из них заботливы, чутки, готовы помочь другу, чтобы он успокоился и пожалел. Другие равнодушны и эгоистичны. Таких детей будут волновать только их личные заботы. Другие агрессивны по отношению к своим друзьям, могут бить, оскорблять и забирать игрушки. К сожалению, взрослые не всегда понимают, что детская симпатия начинается с детских вопросов. На первый взгляд, простых вопросов: «Ты страдаешь?», «Почему тебе грустно?» и так далее. Дети чутко относятся к их доброжелательному отношению и искренне контактируют с добрыми и отзывчивыми людьми. Необходимо обращать внимание на первоначальные, а иногда и тривиальные попытки ребенка выразить сочувствие и поддержать его доброту. В дошкольном возрасте дети особенно искренне переживают и сопереживают. Их радость, смех, слезы, сюрпризы, сожаления и грусть искренни и спонтанны. Поэтому важно не упустить возможность и не остудить душу быстро развивающегося ребенка.
Благородные поступки детей, какими бы незначительными они ни были, нужно замечать и ценить. Одобрение взрослого помогает ребенку поверить в то, что его поведение правильное, и заставляет его повторять это поведение. Учить детей сочувствовать следует положительными и отрицательными примерами. Только при сравнении сформируются детское сострадание, нравственные эмоции. Жизнь ставит перед родителями череду сложных проблем: как преподносить детям плохое? Что он должен знать, чего не должен знать? При каких обстоятельствах необходимо вызвать сочувствие к детям, которые были наказаны, но не наказаны? Все мы знаем, какое влияние коллектив оказывает на детей. Необходимо ли, чтобы все дети в группе сохраняли негативное отношение к обидчику? На все эти вопросы нет однозначного ответа. В каждой конкретной ситуации взрослые должны использовать соответствующие методы воздействия на детей. Конечно, ни при каких обстоятельствах нельзя позволять наказанному ребенку выражать гнев или позволять другим детям выражать свое превосходство или злорадствовать. Необходимо объяснить справедливость наказания. К сожалению, из-за непонимания поведенческих мотивов детей взрослые склонны поощрять проявление агрессии, которая обычно распространяется на сверстников. Будь то педагог или родитель, нет причин для грубого влияния, безразличия и необоснованных методов в отношении ребенка.