Комбарова Ирина Ивановна
Воспитательский час «Почему люди ссорятся?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: формировать нравственные качества, умение дорожить дружбой, умение мирным путём выходить из конфликтных ситуаций, сосуществовать в коллективе; расширить зна-ния детей о взаимоотношениях людей, о законах дружбы; содействовать формированию дружного коллектива; развивать у учащихся навыки самооценки; воспитывать доброжелательность; развивать речь и мышление учащихся;
Задачи:
Образовательные: учить определять особенности поведения в конфликтной ситуации; обучать способам выхода из конфликтной ситуации; формировать социально одобряемые формы поведения.
Публикация «Воспитательский час „Почему люди ссорятся?“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Ссора
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Коррекционно-развивающие: творческие возможности младших школьников; разви-вать и корректировать личностные качества: рефлексия, эмпатия, умение договариваться; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение; развивать вни-мание, память, речь, познавательный интерес, творческие способности.
Воспитательские : воспитывать дружный сплочённый коллектив; развивать умение рабо-тать в группах; воспитывать уважительное отношение к людям. создание условий для толерантного взаимодействия школьников; воспитывать уважение к одноклассникам.
Эмпатия- способность эмоционально отзываться на переживания других людей.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Приветствие.
-Ребята, давайте встанем в круг. Поприветствуем друг друга, передавая, рукопожатия по цепочке.
2. Рефлексия.
-Что вы чувствовали, когда вам пожимали руку?
3. Постановка темы занятия.
Воспитатель : Сегодня мы поговорим на одну очень интересную тему о человеческих взаимоотношениях
-Ребята, скажите, всегда ли мы живем дружно?
-Очень часто между нами возникают ссоры, конфликты. И тема нашего сегодняшнего за-нятия «Почему люди ссорятся».
-Ребята, скажите, а что такое конфликт? (ответы детей)
ОБОБЩАЮ: Конфликт-это столкновение разных интересов, разных взглядов. (слово на доске)
Беседа с классом:
Воспитатель : Ребята, как вы думаете помогают ли дразнилки подружиться и помириться?
(воспитатель обобщает ответы учащихся)
- Получается, что тот кто дразнится хочет поссориться, раздружиться, обидеть друго-го… Другой действительно обижается, возникает ссора, а порой дело может закончиться и дракой… Какими ещё могут быть причины драки? (Дети высказывают своё мнение).
(Подготовленный ученик читает стихотворение В. Лифшица «Драчуны»)
Крошку хлеба отнимает
Воробей у воробья,
Распушился, налетает
И кричит «Моя! Моя».
Но, само собою, тот
Нипочём не отдаёт.
Ох и драка,
Ну и драка,
Что за драка у ворот!
Недостатка в крошках нету,
Клюй себе и веселись,
Но они вцепились в эту,
Из-за этой подрались.
Не боятся даже кошки,
Дракой так увлечены…
Нет, причина тут не в крошке,
Просто это драчуны…
Воспитатель : Что стало причиной драки этих героев? ( Дети приходят к выво-ду: неумение уступать друг другу)
4. Выявление причин приводящих к ссоре.
-Так какими могут быть причины, приводящие к ссоре?
НА ДОСКЕ:
• Не понимают друг друга.
• Не владеют своими эмоциями.
• Не принимают чужого мнения.
• Не считаются с правами других.
• Не умеют слушать других.
• Хотят умышленно обидеть другого.
ВЫВОД: Очень важно владеть собой при общении с другими людьми. Очень трудно кон-тролировать свое состояние.
Поэтому одним из основных правил предотвращения ссоры является :
НА ДОСКЕ:
• Выслушай спокойно партнера.
• На раздраженность партнера реагируй сдерживанием своих эмоций, постарайся переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.
• Держись уверенно, но не пререкайся.
• Извинись, если в чем-то не прав.
Воспитатель : В жизни каждого из нас нередко возникают спорные ситуации, или, иначе говоря, конфликты. Разные люди в таких ситуациях ведут себя по-разному: одни старают-ся конфликт погасить, решить проблему мирным способом; другие – наоборот, вспыхи-вают как спички, и конфликт тоже разгорается, становится ещё больше. Всё зависит от наших внутренних качеств, или как мы часто говорим, от характера человека.
Чтобы узнать, какой у нас характер, предлагаю провести небольшой тест.
Только честные ответы на вопросы помогут понять какой у вас характер: миролюбивый или склонный к конфликтам.
(Воспитатель читает вопросы, а дети отмечают на листах бумаги ответ «да» - знаком «плюс», ответ «нет» - знаком «минус».)
Анкета:
1. Когда кто-то спорит, я обычно тоже вмешиваюсь.
2. Я часто критикую других.
3. Я не люблю уступать.
4. Если кто-то проходит без очереди, я делаю замечание.
5. Если подают еду, которую я не люблю, я возмущаюсь.
6. Если меня толкнули, я всегда даю сдачи.
7. Если моя команда выиграла, я могу высмеять противника.
8. Меня трудно назвать послушным.
9. Когда берут мои вещи без спроса, я могу сильно разозлиться.
10. Меня легко обидеть.
(Подсчитывается количество положительных ответов)
0 – 2 у вас миролюбивый характер
3 – 5 обычно вы стараетесь избегать конфликтов
6 – 8 у вас часто бывают проблемы с общением
9 – 10 у вас взрывоопасный характер, вы сами создаёте конфликты
Беседа с классом:
Воспитатель : Анкетирование нам помогло разобраться в своём характере. Думаю, теперь многие ребята, прежде чем принимать какое-то действие по отношению к товарищам бу-дут более терпимыми, ведь иметь репутацию скандалиста и конфликтного человека со-всем неприятно,
- А если всё-таки конфликт возник, как следует поступать? ( Дети приходят к выво-ду: конфликт нужно разрешить, урегулировать.)
- А чтобы помочь разрешить конфликт, что необходимо сделать? ( Дети приходят к выво-ду: надо научиться различать и понимать чувства и мысли по поводу ситуации)
- Вот сейчас мы поупражняемся в этом.
3. Работа по карточкам
Разделиться на 2 группы:
Выберите и подчеркните те качества, которыми должен обладать настоящий друг. (Доб-рый, робкий, веселый, умный, скупой, дружелюбный, честный, жадный, справедливый, правдивый, капризный, откровенный, задира, чуткий, легкомысленный, отзывчивый, умеющий хранить тайну).
-Вот каким вам представляется друг. Добрый, веселый, умный, дружелюбный, честный, справедливый, правдивый, откровенный, чуткий, отзывчивый, умеющий хранить тайну.
Работа в группах:
(Класс делится на 2 группы. Каждая группа на карточке получает ситуации для анализа. На подготовку даётся время. Группы поочерёдно высказываются, класс принимает уча-стие в обсуждении ситуаций.)
Карточка 1.
1. Вы сделали красивую поделку, а ваш одноклассник её сломал.
2. Вы пересказываете фильм, кто-то из товарищей начинает вас поправлять, делать замечания.
3. Карточка 2.
1. Вы узнали, что друг праздновал день рождения, а вас не пригласил.
2. Вы узнали, что подружка говорит о вас нехорошее вашим общим товарищам.
Итог:
Воспитатель : Не все варианты поведения помогают разрешить конфликты. Поэтому, прежде чем что-то сделать, всегда нужно подумать.
- Давайте вспомним известные «мирилки», которые так часто нам помогают примирению. (Дети приводят несколько примеров)
- А я ещё знаю одно универсальное средство, тысячу раз проверянное на практике, кото-рое ссорящимся помогает забыть обиду. Догадались?
( Дети хором отвечают: Улыбка).
Подготовило: Комбарова Ирина Ивановна