Светлана Виноградова
Воспитательный потенциал образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
(выступление для педагогов на конференции)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего выступления сегодня: Воспитательный потенциал образовательной области «Речевое развитие».
Образовательная область «Речевое развитие» - одна из самых важных образовательных областей.
Публикация «Воспитательный потенциал образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
На сегодняшний день проблема речевого развития детей дошкольного возраста очень актуальна, т. к. процент детей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей, правильной и грамотной речью явление очень редкое.
Чтобы реализовать эту область в полном объеме, мы, педагоги должны сами очень хорошо владеть определенным объемом знаний.
Перед нами стоит очень важная задача: не только научить детей воспринимать программный материал через различные виды деятельности, но и самим научиться, не управлять детьми, а заинтересовать их, мотивировать на получение определенного объема знаний.
Сейчас большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на занятиях или на уроках активной деятельности детей, на разных уровнях познавательной самостоятельности, а именно это и является важнейшим условием реализации воспитательного потенциала современного занятия или урока.
, Я, как узкий специалист, работаю индивидуально или с небольшой подгруппой детей. И моя специфика работы отличается от работы воспитателя.
Реализуя образовательный процесс, в формате непосредственно своей коррекционной деятельности я использую различные методы обучения и педагогические технологии, которые влияют как на воспитание, так и на развитие воспитанников.
В своей коррекционной работе я стараюсь использовать те технологии, которые направлены на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
Хороший педагог учиться должен постоянно и держать руку на пульсе современной педагогики, а у многих моих воспитанников, посещающих коррекционные занятия особые образовательные потребности.
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких детей это тяжелый труд и поэтому приходиться постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. И тут на помощь приходят инновационные педагогические технологии.
Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!
В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу и активизации нарушенных психических функций.
В своей логопедической практике я стараюсь адаптировать наиболее эффективные и применять их в коррекционной образовательной деятельности.
Все технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФОП ДО.
Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия я использую:
Здоровьесберегающие технологии.
Это и динамические паузы, пальчиковая и дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения, физминутки, логоритмика, массаж и самомассаж, мимические упражнения. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии есть такие дети, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно – коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления)
Игровые технологии
Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы.
Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, это и сюрпризный момент.
В своей логопедической деятельности я придерживаюсь такого правила: «Создавай идеи и развивай их». И тогда ты можешь называть и считать себя современным педагогом.
Мне очень приятно, когда дети с радостью и с желанием идут на мои занятия и с интересом ждут, а что же будет сегодня? А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.
Я сегодня для вас подготовила небольшую выставку, которую назвала «Логопедическая мастерская или от идеи до создания игры». Где вы сможете познакомиться с различными материалами, педагогическими проектами и дидактическими играми и пособиями, которые я использую в своей коррекционной деятельности.
Тренинг с педагогами.
А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Я с вами проведу небольшой тренинг.
Но сначала давайте выполним одно упражнение, которое называется "Что нас объединяет?".
«Давайте подумаем, что нас всех может объединять в нашей профессии?»
Каждый участник с передачей мягкой игрушки называет 1 общий признак (качество) для всех присутствующих». Я начну:
(любовь к детям…и т. д.)
Совсем скоро начало учебного года, а профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
С началом учебного года увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растёт и нервно – психическое напряжение, переутомление. И вот такие различного рода перегрузки усугубляют многие наши страхи: страх оказаться непрофессионалом, не найти поддержки, страх перед различным контролем. Такая ситуация приводит к эмоциональному истощению педагогов или как ее еще называют «синдром эмоционального выгорания».
А эмоционально выгоревший педагог отличается повышенной тревожностью, категоричностью, жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост и стремление к самосовершенствованию.
Давайте сейчас проведем небольшой тест. Я вам буду задавать вопросы, а вы ответьте себе на них:
Часто ли вы просыпаетесь утром и чувствуете, что у вас нет ни желания, ни сил идти на работу?
Часто ли вы думаете о том, как закончится рабочий день и когда настанут выходные?
Часто ли вы берете работу на дом, а потом не можете заставить себя её сделать?
Если вы ответили «Да» хотя бы на один вопрос – это значит, что у вас уже есть признаки эмоционального выгорания.
Игра «Почему хорошо, почему плохо»
В любой жизненной ситуации можно найти как положительные, так и отрицательные стороны. Я вам сейчас предложу одну ситуацию, а вам нужно найти и озвучить и положительные и отрицательные стороны.
(Заведующая вам сообщила о том, что через 2 дня в детском саду ожидается проверка документации, но у многих не готовы рабочие программы) давайте подумаем и назовем и положительные стороны и отрицательные.
Ну а сейчас для поднятия настроения выполним следующее задание. «Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем»
Я предлагаю вам выбрать любую скороговорку и произнести её с той интонацией, которая указана в скобках.
Уважаемые педагоги, коллеги! Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих вам успехов!