Оксана Певная
Воспитательный час в детском доме «Что такое толерантность?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.
(Даются детям буквы, из которых надо составить слово - ТОЛЕРАНТНОСТЬ)
Т О С Т Ь Л Е Н О Р А Н Т (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)
Я попрошу вас назвать ещё одно очень важное качество, которым должен обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует составить слово.
Публикация «Воспитательный час в детском доме „Что такое толерантность?“» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Толерантность - (от лат. слова tolerantia– терпение, это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.
-Какие качества толерантного человека вы можете назвать?
• терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)
• справедливость
• совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)
• сострадание
• уважение себя, мнений и поступков других людей
• сдержанность (отсутствие агрессии)
• прощение
• принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)
• милосердие (учитывать настроение окружающих)
• уважение прав своих и другого человека
• великодушие
• примирение со сложившимися ситуациями
• отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим
• негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме
• отсутствие ненависти, зависти и призрения
Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.
Мудрые мысли, которые только что прозвучали можно выразить словами М. Пришвина «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».
(Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на земле, создано хорошими людьми).
Беседа по содержанию произведения В. Катаева «Цветик-семицветик»
-Вспомните, что хорошего сделала героиня В. Катаева из произведения?
-Откуда взяты эти строки?
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
-Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».
- Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)
- Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).
- Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).
- Какие были желания?
Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок.
Красный лепесток – мамина вазочка склеилась.
Синий лепесток – на Северном полюсе.
Зелёный лепесток - очутиться дома.
Оранжевый лепесток- получить все игрушки, которые есть на свете.
Фиолетовый лепесток- возвращение игрушек в магазины.
- И так остался последний голубой лепесток. Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты).
- Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).
- Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?
Правильно самое обдуманное и правильное желание было седьмое.
- С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание?
Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все.
- Не всякая болезнь излечима, а, следовательно, много среди нас людей, которые нуждаются в чьей-то поддержке со стороны.
-Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке?
- О каких людях я спрашиваю?
Встречаются люди с физическими недостатками или с обиженной судьбой, люди с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым. Любая обида несёт человеку переживания, печаль, уныние и волнение (это очень плохие спутники жизни, от которых надо избавляться).
- Как вы думаете, о ком пойдёт сейчас речь?
(Правильно, о людях с ограниченными возможностями)
Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь.
-Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, те, кто передвигается на инвалидной коляске).
- Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека?
-Сейчас я предлагаю ответить на вопросы: «Что могут, чего не могут люди определённой группы с ограниченными возможностями? Чем мы могли бы им помочь?» А вы отвечайте да или нет.
1 группа. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ
Могут ли работать на компьютерах, врачами, лётчиками, учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехах, инженерами?
Могут ли сами перейти через дорогу?
Могут ли обойти препятствие на дороге?
Могут ли читать книги?
Могут ли быть изобретателями и учёными?
Могут ли заниматься спортом?
Могут ли учиться в обычной школе?
Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?
- Давайте дадим слабовидящим людям возможность быть с нами на равных правах. Что им для этого нужно? ( Ответ: очки, азбука Брайля, специальное компьютерное
оборудование для проговаривания текста, собака-поводырь, трость с сигнализацией на
препятствие, светофор с сигнализацией и др.)
Попробуем наглядно представить азбуку Брайля.
Ребята, возьмите лист бумаги. Начертите несколько клеточек. В каждой клеточке сделайте проколы, можно ручкой. Переверните лист бумаги и пальцами нащупайте выпуклые точки. Определенное количество таких точек соответствует какой-либо букве. Таков принцип Азбуки Брайля. По этой азбуке в специальной школе учатся слабо видящие дети, по этой азбуке читают слабовидящие люди. Книги у них очень толстые, т. к. изготовлены из картона. Давайте попытаемся запомнить несколько букв из этой азбуки (практическая работа)
А сейчас мы поиграем в игру «Закрой глаза»
Взять мел у доски и отдать его учителю
Нарисовать свою школу с крышей, с окнами и дверями
Посмотреть в окно и рассказать о том, что видишь
-Итак, ребята, почему вы не смогли выполнить задания?
Что вы чувствовали, когда у вас были завязаны глаза?
-Вот видите, вы очень остро почувствовали свою беспомощность и растерянность.
Ребята, когда вы играете острыми предметами, взрываете петарды, открываете емкости с неизвестным веществом и т. п. помните о том, что можно повредить свои глаза и потерять зрение на всю жизнь. А это очень страшно!
2 группа. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ
Могут ли работать учителями, инженерами, конструкторами, водителями автомашин, хирургами, лётчиками?
Могут ли заниматься спортом?
Могут ли быть учёными?
Могут ли учиться в обычной школе?
Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?
Могут ли быть изобретателями, учёными?
Могут ли быть артистами?
Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?
-Азбука жестов - это, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев рук. По азбуке жестов учатся слабовидящие дети в специальных школах.
Видео «Уроки дактилологии»
Игра "Испорченный телефон"
Если слово названо неправильно, проверяется, где была сделана ошибка. Детям задается вопрос, почему была сделана ошибка? ( Возможные ответы: плохо слышал, сосед говорил очень тихо и т. п.). Итак, если слово произносится тихо, его можно не расслышать, если громко, то может заболеть голова.
Слух у человека может повредиться из-за болезни или травмы.
С такими людьми надо объясняться очень медленно и выразительно, т. к. многие из них умеют читать по губам.
3 группа. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ НА КОЛЯСКАХ
Могут ли учиться в обычной школе?
Могут ли пользоваться общественным транспортом?
Могут ли беспрепятственно ходить на работу?
Могут ли работать конструкторами, компьютерщиками, юристами, врачами, водителями автомашин, лётчиками?
Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?
Могут ли заниматься спортом и в каким видом?
Могут ли быть артистами кино?
Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?
Давайте поможем людям на инвалидных колясках. Что нужно этим людям, чтобы они могли жить и работать? ( Ответ: электрическая легкая коляска, приспособления для приготовления пищи, уборки квартиры, для пользования ванной, транспорт с подъемником, компьютер, пандусы в жилых домах, магазинах, театрах и т. д., широкие двери в лифтах и жилых помещениях и офисах и т. д.).
(Выслушиваются ответы детей, их дополнения).
Задания
1. Поджать ногу и попрыгать от дальней стены класса до доски, взять мел и написать предложение: Я люблю свой город. И вернуться на свое место.
2. Завести правую руку за спину, а левой рукой застегнуть молнию на куртке или завязать шнурки на ботинках. Или написать на доске: Я люблю учиться в школе.
Что вы чувствовали? Трудно ли было? Если трудно, то когда?
Итак, ребята, вы на наглядных примерах увидели, как трудно жить людям, потерявшим зрение, слух или движение. Все эти люди нуждаются в вашей помощи и защите.
Но это такие же люди, как и все.
Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей.
Помните, ребята: «Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть другие, которые нравятся со всеми недостатками». Эти прекрасные слова сказал французский философ Ф. де Ларошфуко.
Сообщения учащихся о героизме людей с ограниченными возможностями.
Сейчас вы узнаете о человеческой стойкости, мужестве и несгибаемой силе духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями.
(фото на доске)
ГЕРОИ КИЛИМАНДЖАРО. «Чтобы доказать себе, что ты не хуже, а может, и лучше других, нужно раз в жизни стиснуть зубы и напрячь все силы, но покорить свою вершину», - сказали российские инвалиды Андрей Козуб, Вячеслав Суров и др. и покорили горную вершину высотой 5895 м, доказав тем самым не только себе, но и всем, что сила духа и мужество могут преодолеть все препятствия.
НИНА МАЛЕР - психолог из Швейцарии.
Мужество и энергия Нины, которая после болезни потеряла возможность не только двигаться, но даже дышать самостоятельно, потрясла всех. Она в Швейцарии создала даже Фонд помощи инвалидам России. Она работает на компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в минуту.
МЭРИ ВЕРДИ - девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, а один из судей даже открыл рот от удивления. Мэри создала группу «Танцующие колеса».
ПАРАОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ. Вы, наверное, знаете о параолимпийских играх –международных спортивных соревнованиях для инвалидов. Они традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1992годя – в тех же городах. Летние параолимпийские игры проводятся с 1960года, а зимние – с 1976года (они проводятся регулярно раз в четыре года)
Название «параолимпийские» образовано от греческой приставки «пара» - «около, наряду»; имеется в виду параллелизм и равноправие данных соревнований олимпийским соревнованиям.
Летние виды спорта: тяжелая атлетика, легкая атлетика, стрельба из лука, плавание, дзюдо, велосипедный спорт, теннис на колясках, фехтование, футбол 7x7 (число игроков в команде 7 человек, футбол 5x5, баскетбол на колясках, выездка, стрельба, волейбол, регби на колясках, танцы на колясках, голбол (это футбол, но лёжа, настольный теннис, гребля, парусный спорт.
Зимние виды спорта: лыжные гонки и биатлон, горные лыжи, хоккей с шайбой, керлинг
Создание нового цветика-семицветика с правилами толерантного человека.
Из выше сказанного, я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с людьми, имеющими ограниченные возможности.
• Как вы поведёте себя при встрече с человеком, который имеет какие-либо ограниченные возможности? (Правильно, не надо смотреть так пристально, чтобы привлечь к себе внимание самого человека, так как это может поставить его в неловкое положение)
Крепится 1 лепесток – «увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков.
• Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т. е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто. Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы?
Крепится 2 лепесток – «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями.
Крепится 3 лепесток - «понять» проблему человека.
Крепится 4 лепесток – «принять» человека таким, какой он есть, осознать достоинства человека.
Отнестись к нему, как к равному человеку.
Крепится 5лепесток – «заинтересоваться» успехами человека.
(Поддержать инициативу и творческое проявление человека).
Крепится 6лепесток – Что-то «перенять» и что-то дать взамен
Крепится 7лепесток – «помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.
Мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания.
Итог.
Счастье – это когда тебя понимают. Каждому из нас нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно. чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.
У нас вырос новый цветик-семицветик. Такого волшебного цветка найти вряд ли удастся. Но я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее.
Мы увидели, что люди с ограниченными возможностями сильные, умные, независимые, выносливые и т. п.
Спасибо всем за активное участие в обсуждении данного вопроса.