Галина Игнатова
Воспитательно-образовательный проект «Мы верные друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательно-образовательный проект
«Мы верные друзья природы»
Все хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
С. Николаева
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Публикация «Воспитательно-образовательный проект „Мы верные друзья природы“» размещена в разделах
Срок реализации проекта : 2016 – 2017г. (долгосрочный)
Образовательные области: «Познание», «Художественное творчество», «Безопасность», «Музыка», «Физическая культура» «Эстетическое воспитание» «Труд» «Художественная литература» «Театрализованная деятельность»
Автор проекта : Игнатова Галина Константиновна
Участники проекта :
- воспитатель группы;
- воспитанники группы;
- родители воспитанников;
- специалисты: психолог, музыкальный руководитель, старший воспитатель.
Актуальность темы: «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Под таким лозунгом проводится экологическое движение детей нашей страны. Оно направлено на то, чтобы научить детей любить Родину, окружающую природу. Для этого необходимо дать детям экологическое образование. А начинать надо с изучения объектов, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В процессе работы над проектом каждый ребенок обретет личный опыт правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Задачи проекта :
1. Систематизировать знания детей об объектах живой природы.
2. Учить правильно вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
3. Развивать умение проводить простейшие опыты с природными объектами : водой, песком, растениями, используя правила безопасности.
4. Учить умению анализировать и применять на практике полученную информацию.
5. Обеспечить развитие умений делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
6. Способствовать развитию мышления, памяти, внимания, речи.
7. Формировать эстетический вкус.
8. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
9. вызвать чувство сопереживания и желания оказать помощь нуждающимся объектам природы : растениям, насекомым, животным, птицам, человеку. Предмет исследования: Предметом изучения и исследования является растительный мир на территории детского сада: деревья, кусты, травы, цветы, грибы.
Объект исследования: Объектом исследования нашего проекта является экологические знания детей.
Цель проекта :
- Формирование у детей представлений о том, что такое экология.
- Развитие основ экологической культуры детей дошкольного возраста.
- Воспитание экологически грамотного поведения в природе; любви и бережного отношения к природе.
Ожидаемые результаты:
1. У детей проявится интерес к окружающей природе :
- дети научатся различать живую природу : растения, грибы, животные, человек;
- Неживую природу : воздух, почва, вода; узнают значение воды и воздуха в жизни всех живых объектов природы и их свойства
- Дети узнают об особенностях природы на территории детского сада, а значит и об окружающей природе нашего города.
2. Дети начнут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению в природе. Проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
4. Ребята исследуют разновидности деревьев, их значение в жизни на земле; научатся наблюдать и ухаживать за объектами живой природы.
5. У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
6. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Риски не эффективности проекта и способы их предупреждения:
1. Низкое познавательное развитие детей.
2. Низкая заинтересованность родителей.
3. Не достаточно хорошая организация и руководство детскими исследованиями.
5. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объёма изучаемого материала.
Организационные методы работы:
1. Распределить среди участников ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и, контроль за выполнением работ по реализации проекта.
2. Оказать методическую помощь воспитателю по выполнению поставленных задач.
3. Провести открытый стол по разъяснению и выполнению запланированных задач по проекту.
4. Привлечь родителей к активному участию в проекте совместно с детьми.
План действий по реализации проекта :
1 этап. Подготовительный. Выбор темы проекта. Постановка цели и задач,
определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с участниками – педагогами проекта, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Сроки :
2 этап. Исследовательский. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Составление экологической карты территории детского сада с изучением природных объектов.
Сроки:
3 этап. Обобщающий. Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Мы верные друзья природы".
Анализ, закрепление полученных знаний детьми, формулирование выводов, подведение итогов.
Ресурсы проекта.
1. Материал флоры и фауны территории детского сада: фото материалы, карта территории, гербарии.
2. Уголок природы в группе.
3. Цветники на территории детского сада, для организации труда в природе.
4. Вся территория вокруг сада с природными объектами.
5. Опытническая зона в группе. Огород на окне в группе: посадка лука, посев семян цветов для высадки на клумбы.
6. Экологический фильм на тему «Берегите землю»
7. Презентация «Растения в красной книге»
8. Экологическая сказка о грибах «Братья подосиновики» (Сочинители воспитатель и дети).
Методы и формы работы с детьми:
- экологические беседы;
- наблюдения в природе;
- экскурсии в природу;
- целевые прогулки;
- экологический праздник;
- решение экологических ситуативных задач;
- чтение художественной литературы:
1. «Зеленая страна» Е. Серова - прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
2. «Мудрость дерева» А. Лопатина - воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
3. «Жизнь дерева» А. Лопатина - воспитывать бережное отношение к деревьям.
4. «Липкины дары» А. Лопатина - объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
- труд в природе;
- «Красная книга природы»;
- составление экологической карты территории детского сада;
- выставки и экспозиции рисунков и поделок детского творчества;
- экологические игры;
- экологические сказки; инсценировки, театрализации.
Формы и методы работы с родителями:
- изготовление поделок, рисунков;
- субботники по облагораживанию территории детского сада;
- участие в конкурсах;
- участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;
- фотовыставки;
- изготовление экологической газеты;
- изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);
Методы и формы работы с детьми:
- экологические беседы;
- наблюдения в природе;
- уроки доброты;
- экскурсии в природу;
- целевые прогулки;
- экологический праздники;
- решение экологических ситуативных задач;
- чтение художественной литературы;
- труд в природе;
- «Красная книга природы»;
- составление экологической карты территории детского сада;
-выставки и экспозиции;
-экологические игры;
- экологические сказки;
- инсценировки, театрализации
- Видовые точки экологического исследования.
1. ОБЪЕКТ «КЛУМБА».
Объекты для наблюдений: цветы – подснежники, ландыши, ирисы, лилия, петуния, бархатцы, маргаритки, флоксы, пионы.
ЦЕЛЬ: наблюдение и изучение растений на клумбе.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- труд с детьми: подготовка клумбы; посадка новых растений, полив, рыхление, прополка.
- наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
- сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
- беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т.
п.) проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой видеть красоту и неповторимость каждого цветка формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться
ОБЬЕКТ – «ДЕРЕВЬЯ»
Объекты для наблюдений:
1. Береза
2. Клен
3. Каштан
4. Яблоня
5. Рябина
6. Липа
7. Лиственница
8. Ель
Рекомендации по организации работы с детьми:
рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года сравнение их между собой забота человека о деревьях использование луп для наблюдений проведение исследований: измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений связь с животными.
Выводы: Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения между участниками строятся на основе сотрудничества и уважения.
В результате реализации проекта :
Методы и формы реализации проекта
Раздел программы Виды детской и совместной деятельности детей,
воспитателей и родителей.
Познание
Коммуникация
Чтение художественной
литературы
Игровая деятельность
Совместная деятельность родителей и детей.
Изобразительная деятельность
Итоговое мероприятие.
Занятия:
1). «Русский лес. Его растительный и животный мир» - Закрепить знания детей о русском лесе, познакомить с его красотой; его обитателями и растениями: грибах, ягодах, травах.
- Прочитать рассказ И. Соколова – Микитова «Русский лес».
- Вызвать желание поделиться своими впечатлениями о прогулках в лесу.
- Воспитывать любовь к природе
2). «Люблю березку русскую» - Познакомить детей с русской красавицей – березкой.
- рассказать об ее отличительных особенностях, о красоте березовой рощи; о том какое важное значение береза имеет в жизни человека. (березовый сок, деготь, древесина.)
- Познакомить с русскими традициями, которые связаны с березами.
- Русская береза в стихах поэтов.
- Воспитывать любовь к березе, уважение к традициям своего народа.
3). «Великий и могучий дуб» - Познакомить детей с самым мощным и красивым деревом русского леса.
- Рассказать о его пользе для леса и человека.
- Учить рисовать дуб, передавать его строение, силу и могущество.
- Воспитывать любовь к природе
4). «Одно из древнейших деревьев – дерево сосна» -Рассказать о красоте и величии этого дерева, объяснить понятие «Сосновый бор»; о разновидностях сосны, какую пользу и ценность она имеет. Вызвать у детей желание восхищаться этим деревом
5). «В лесу родилась елочка» - Закрепить знания детей об ели. Чем она полезна. Новогодняя елка. Рассказать о значении хвойного (елового) леса для жизни человека, животных и птиц. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к лесу.
Экскурсии:
- к клену, яблоне, каштану, рябине, вишне – рассматривать деревья, изучать их внешний вид, строение во всех временах года.
Наблюдение и знакомство с растениями на клумбах - способствовать расширению кругозора, памяти, обогащению словаря – подснежники, ландыши, ирисы, лилия, петуния, бархатцы, маргаритки, флоксы, пионы.
1). Беседы:
- знакомство с названиями;
- составление описательных рассказов;
- активизация речи;
- обогащение словаря.
Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)
1. Е. Благинина «Одуванчик».
2. А. К. Толстой «Колокольчики».
3. В. Катаев «Цветик-семицветик».
4. Чтение стихов Пушкина, Степановой, Берестова, Анненского, Ахматовой, Полежаева и т. д.
Тема: «Деревья» – познакомить детей с характеристиками каждого отдельного дерева. Объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства. Способствовать расширению кругозора. Воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них. прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
1. К. Ушинский «Спор деревьев».
2. А. Плещеев «Ель».
3. А. Фет «Осень».
4. Г. Скребицкий «Осень».
5. К. Ушинский «Четыре желания».
6. А. Пушкин «Осень».
7. А. Толстой «Осень».
8. Стих. С. Есенина «Белая береза»
9. М. И. Соколов - Микитов «Русский лес
10. Токмакова «Деревья».
11. Е. Серова «Зеленая страна»
12 А. Лопатина «Мудрость дерева»
13. А. Лопатина «Жизнь дерева»
14. А. Лопатина «Липкины дары».
15. Развивающие сказки Т. А. Шорыгиной «Что такое природа»
Дидактические игры:
- «К названному дереву — беги!»
Цель: Тренировка в быстром нахождении названного дерева.
- «Путешествие»
Цель: Найти дорогу по названиям знакомых растений.
Правила. Направление пути рукой не показывать, ориентиры называть точно.
- «Лесник»
Цель: Напомнить детям внешний вид некоторых деревьев и кустарников, их составные части, ствол, листья, плоды и семена. Научить ребят выражать свои знания словами.
Назвать признаки растений. Выбрать их нужные части.
Правило. Собирать семена можно только те, которые назовет воспитатель
- «Найди дерево по семенам»
Цель: Найти целое по части.
Игровое действие. Бег к определенному предмету.
Правило. Бежать к тому дереву, от которого семена, можно по сигналу.
Оборудование. Семена и плоды деревьев и кустарников, которые сохраняются зимой: липы, разных видов клена, ясеня, рябины и др.
- «Где растет?»
Цель: Попутно уточнить, что овощи растут на грядках, фрукты — в саду на деревьях, кустах. После такого уточнения дети легко справятся с заданием
- Игра «магазин «Семена» - покупатель называет свою специальность («огородник», «цветовод») и только затем выбирает и описывает растение.
- «Отгадайте, что за растение»
Цель: Описать предмет и узнать его по описанию.
Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правила. Назвать растение можно только после описания его отличительных признаков. Описывать в принятом порядке.
- «Узнай растение»
Цель: Найти растение по названию.
Игровые действия. Соревнование кто быстрее найдет растение.
Правила. Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.
- Магазин «Цветы»
Цель: Вспомнить вместе с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки некоторых из них.
Дидактическая задача. Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.
Правило. Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.
- «Найдите, что опишу»
Цель: Найти растение по описанию.
Игровое действие. Поиск растения по описанию отличительных признаков.
Правило. Назвать растение можно только после его описания
1). Гербарии:
- листья деревьев, кустарников, которые растут на территории детского сада:
- из листьев травы:
- из полевых цветов;
- из листьев и цветов садовых растений.
2). Оформление фотоальбома о растениях на территории детского сада.
3). Уход за растениями: полив, рыхление, удаление сорняков, сбор семян, подсыпание снега.
4). Заучивание стихов.
5). Подготовка к экологическому празднику – костюмы, декорации.
- Рисование:
Тема:
1.«Люблю я, русскую березку!» - Учить рисовать березу, воспетую в стихотворении С. Есенина «Белая береза».
- Закрепить техники рисования: акварель, восковые мелки, гуашь.
2. «Сосны зимой» - Вызвать у детей желание рисовать сосну: передавать особенности – цвет, строение.
- Закрепить технику рисования акварелью – пальчиками и кистью.
3. «Великий и могучий дуб» - Учить рисовать дуб, передавать его строение, силу и могущество.
- Закрепить техники: восковые мелки и акварель, использование пальцев.
- Учить соотносить образ своего дуба с настроением в живописи, поэзии и рассказах о нем.
4. «В лесу родилась елочка» - Учить детей рисовать елочку, укутанную снегом.
- Закрепить технику рисования акварелью и гуашью.
- Развивать умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать в перспективе.
5. Как чуден и хорош – русский лес. (во все времена года) - Учить рисовать коллективно, договариваться о том, кто какие деревья будет рисовать, как располагать.
- Закрепить техники рисования акварелью, восковыми мелками, гуашью.
- Учить передавать «настроение леса» (тихо, ветрено, хмурый, светлый березняк)
6. «Меж белых берез
Бродит, в туманном сиянье Мороз» - Учить детей рисовать зимний лес днем, вечером, утром и т. д., правильно подбирать цвета, рисовать фон, наносить снег, делать набрызгивание и т. д.
- Развивать фантазию, воображение, умение располагать изображение на лист е бумаги.
Экологический праздник «Береги природу» совместно с родителями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»,
2. Комарова И. А. «Игра как средство формирования осознанного отношения к природе детей среднего дошкольного возраста»
3. Николаева С. Н. Программа «Юный эколог»
4. Николаева С. Н. «Общение с природой начинается с детства»
5. Рыжова Н. Программа «Наш дом - природа»
6. Хайдурова И. А. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о растительных сообществах».
7. Хайдурова И. А. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста»