Марина Ильяшенко
Воспитательно-образовательная работа по организации досуговой деятельности в детском саду
Воспитательно-образовательная работа по организации досуговой деятельности в детском саду
Трудно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника – это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения является организация досуга детей.
Публикация «Воспитательно-образовательная работа по организации досуговой деятельности в детском саду» размещена в разделах
Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.
Привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить свое время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.
Досуги могут проводиться в одной группе, а также могут включать участие детей из нескольких групп. С одной стороны, это усложняет организацию мероприятий (они должны быть интересны и посильны как младшим, так старшим дошкольникам, с другой – значительно расширяет и обогащает их содержание (старшие дети могут помогать младшим, которым в свою очередь будет интересно наблюдать за старшими).
Оптимальной формой организации детского досуга может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции, проводится в эмоционально-привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи.
Какие формы работы могут соответствовать этим условиям?
Игровые часы
Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). При наличии в детском саду нескольких групп, педагоги распределяют игры между собой, и тогда каждый педагог разучивает выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно может упростить подготовку для игрового часа для педагогов.
Музыкальные часы
Это время самой разнообразной деятельности. Дети могут разучивать новые песни, петь те которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры и т. д. Экологические часы
В настоящее время в дошкольных учреждениях стало уделяться большое внимание экологическому образованию детей. Экологическое образование - это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошкольных учреждений.
Ребенок познает окружающий мир через специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности (игровую, трудовую, поисковую, деятельность экспериментирования, включающие в себя экологический компонент.
Кружки
Участие в работе кружка доступно для дошкольников. Наибольшей популярностью у детей пользуются кружки, где есть возможность освоить какие-то навыки практической деятельности и самостоятельно изготовить поделки. Очень важно, чтобы содержание занятий, соответствовало возрасту детей и было им посильно.
Выставки
Организация выставки достаточно трудоемка, но вместе с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес.
Выставка проводится в несколько этапов.
На первом этапе выбирается ее тема и определяется, какие изделия будут принимать на выставку. Например, поделки из природных материалов или рисунки.
Этап изготовления поделок для выставки. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие.
Оформление выставки.
Организация посещений. Дети вместе с педагогом приходят на выставку, слушают «экскурсию», которую проводит педагог (можно взять в помощники старшего дошкольника). Дети рассматривают работы, а заодно осваивают правила поведения на выставке.
Игры-путешествия
Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер. На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания.
Творческие площадки
При организации творческих площадок на ограниченной территории (На участке, в зале) создается несколько «мастерских», в каждой из которых находится взрослый, занимающийся только одним видом деятельности (в одном месте - лепят, в другом рисуют и т. д.)
Летние праздники
Настоящий клад для организатора летнего досуга детей – народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры. Празднование необязательно должно соответствовать традиционным канонам, с которыми мы не всегда знакомы и которые не всегда уместны в дошкольном учреждении. Достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме.
Физкультурные досуги
Физкультурный досуг нацелен не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание.