наталья долгушева
Опыт работы «Воспитать творческого человека без красоты невозможно»
▼ Скачать + Заказать документы
Т ема: Воспитать творческого человека без красоты не возможно.
Прекрасное – это вечный источник духовности, вдохновения, творчества. Оно существует рядом с человеком, потому что красота, которая не воспринимается, - мертва. И если люди потеряют способность чувствовать красоту, она никогда не сможет спасти мир. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности. Я как педагог должна пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. В связи с этим процесс рисования, лепки, аппликации нужно понимать не только, как усвоение детьми определенных знаний и умений, а воспитание умения эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Как известно, одной из основных задач дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, современного и разностороннего, развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности. Это задача требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, к исследовательским. Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным : природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, мне необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание. Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка, ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т. п. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому, более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. На основании актуальности проблемы мной была определенна цель: формирование творческих способностей дошкольника посредством нетрадиционного рисования. В соответствии с целью были определены следующие задачи: - познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования. - сформировать у детей технические навыки рисования. - научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования. Наше образовательное учреждение работает по программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, свой педагогический процесс я строю по принципу интеграции образовательных областей. Работу по нетрадиционному рисованию я веду с детьми от 4 до 6 лет. Применяю: - дыхательную и артикуляционную гимнастику автор А. Н. Стрельникова - пальчиковая гимнастика авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики» (развитие мелкой моторике); - психогимнастику автор М. А Чистякова (мимические упражнения; релаксация, коммуникативные игры; этюды на развитие выразительности движений, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как её познавательной, так и эмоционально-личностной); - речевые игры, фонопедические упражнения, при помощи которых дети учатся выражать мимикой свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно-двигательная активность. Применение инновационных технологий в педагогическом процессе способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребенка, развивает ценные и коммуникативные навыки; формирует определенный круг знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе. Для решения поставленных целей и задач мной были подключены все субъекты образовательного процесса: старший воспитатель, воспитатель, родители, музыкальный руководитель, логопед. На начальном этапе исследования была проведена диагностика творческого уровня развития дошкольников. Проанализировать результаты диагностике детей творческих способностей в средней группе в начале учебного года, я отметила, что развитие умений и навыков детей в начале года находится на низком уровне – 60%, и у 40% детей – средний уровень. То есть уровень умений и навыков рисования у детей находится между средним и низким. Дети умеют рисовать формообразующие предметы, но не могут правильно соединить пропорции и составить композицию. Использование цветовой гаммы в рисунке, слабое. Творческое применение различной техники рисования отсутствует. Далее был разработан перспективный план работы на год по нетрадиционному рисованию. Для более результативной работы по развитию творческих способностей была создана предметно - развивающая среда, кружок по нетрадиционному рисованию «Радуга красок», а так же был разработан перспективный план кружковой работы на учебный год. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных и интересных вещей: зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д. На улице также много интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, тополя. Всеми этими предметами мы совместно с детьми и родителями обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Рисование пальчиками это удивительная и восхитительная деятельность. Она позволяет ребенку почувствовать краски, их характер, настроение, развивает творческие способности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. Они в восторге, когда в процессе рисования пальчиками, ладошками, кулачками появляются всевозможные изображения. Это было видно по настроению детей и их желанию заниматься таким видом деятельности. Работу по нетрадиционному рисованию с детьми я начала с младшего возраста и продолжаю в средней группе, где способ рисования постепенно усложняется. В этой связи мною был выбран способ проявления своих творческих способностей в создании детьми коллажей. Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Рисуя, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов. В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству. От создания образа – к выбору средств выразительности. Средства выразительности подсказывают выбор темы и способ изображения. Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими. Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Еще я использую пальчиковую живопись. У детей это вызывает особое удовольствие, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т. д. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Это: птицы, летящие в небе, кустарники, ваза с цветами и др. В ходе работы с детьми я использую еще один способ нетрадиционной техники рисования - монотопию. Особенно удачным и целесообразным я считаю использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получения нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате перепечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия обычно провожу в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме. Коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотопия и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей. Нетрадиционные методы рисования я использую не только в изодеятельности, но и в другой образовательной деятельность, и в свободное время. Работая по этой методике. Я отметила, что у детей повысился интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Это видно из диагностики на конец года. Высокий уровень – 53%, средний уровень – 20%, низкий уровень – 27%. Эффективность моей работы зависит от того насколько я забочусь о личностно - профессиональном росте. Всегда готова воспринимать новое. Знакомлюсь с новинками научно-методической литературы. Внедряю новые инновационные технологии, следую принципу: «Помоги, но не навреди». Не останавливаюсь на достигнутом. Стремлюсь самообразовываться, повышаю своё педагогическое мастерство через посещение методических объединений, участие в семинарах для педагогов «Нетрадиционные техники рисования», открытых занятиях. Провожу для коллег: консультации «Виды нетрадиционного рисования», мастер-классы «Сказка про девочку». Работа с детьми происходит в тесном сотрудничестве с их родителям, и как показала практика, чем теснее связь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плене доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признания». Я использовала возможность общения с родителями, и одна из задач – установить доверительное отношение с ними. Провожу с родителями консультации «Рисование нетрадиционными способами», беседы, родительские собрания «Моя семья», мастер – классы «Мастерская сказки», оформляю выставки детских работ. Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, вижу в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Благодаря детям мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной. «Мои» дети чувствуют себя в группе как дома свободно, уютно, раскрепощено. На их лицах улыбки, а это самое приятное в моей профессии. Наша группа стала для детей родным домом, где их любят и понимают, где каждый ребёнок имеет возможность полностью реализовать себя, свои интересы. Очень рада, что большинство детей легко проходят период адаптации и с удовольствием утром бегут в детский сад, а вечером с неохотой покидают группу. В настоящее время меня не покидает идея совершенствование всего педагогического процесса на основе восприятия ребёнка как субъекта деятельности, интересов потребностей, предоставление ему возможностей для реализации его законного требования, высказанного ещё в трё хлетнем возрасте: «Я сам!»