Бакшеева Татьяна
Воспитанники специальной общеобразовательной школы: формирование, коррекция и развитие ценностно-смысловых ориентаций
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных проблем в настоящее время является преступность несовершеннолетних. Преступность несовершеннолетних является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта изучения. Необходимость такого выделения обуславливается особенностями соматического, психического и нравственного развития подростков с девиантным поведением, а также их социальной незрелостью. В подростковом возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.
Публикация «Воспитанники специальной общеобразовательной школы: формирование, коррекция и развитие ценностно-смысловых ориентаций» размещена в разделах
Тема статьи «Воспитанники специальной общеобразовательной школы : формирование, коррекция и развитие ценностно-смысловых ориентаций» чрезвычайно актуальна. Изучение данного вопроса изучалось и ранее, но в силу существовавшей идеологической базы, некоторые аспекты были недоработаны, а полученные результаты стремительно устаревают.
Нарушения в ценностно-смысловой сфере, несформированность личностных смыслов и ценностных ориентаций является причиной сугубо потребительского, «сиюминутного», отношения к жизни.
Отсюда цель статьи – исследование особенностей формирования, коррекции и развития ценностно-смысловых ориентаций подростков с девиантным поведением.
Задачи:
- теоретический анализ литературы;
- способствовать рассмотрению методов по работе с девиантными подростками.
Объектом исследования были выбраны ценностно-смысловые ориентации подростков с девиантным поведением, а предметом - формирование, коррекция и развитие ценностно-смысловых ориентаций.
Мы выдвинули гипотезу: у девиантных подростков наблюдается более выраженная дезинтеграция в мотивационно - личностной сфере, ядром которой являются ценностные ориентации, поэтому подросткам с девиантным поведением характерна направленность на завоевание высокого социального статуса.
При рассмотрении ценностно-смысловой сферы подростков с девиантным поведением были использованы следующие методики:
1) метод анализ литературных источников;
2) опросник М. Рокича.
Теоретическая и практическая ценность статьи заключается в структурировании теоретического материала по формированию, коррекции и развитию ценностно-смысловых ориентаций подростков с девиантным поведением и рассмотрении методов по работе с данной категорией детей.
С точки зрения психологии, ценности выступают как ценностные ориентации, т. е. являются определяющим фактором направленности развития. Так, В. С. Мухина рассматривает систему ценностных ориентаций как важнейшую характеристику личности и показатель ее сформированности [9].
Ценности - это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество. Существуют общепринятые ценности : универсальные (любовь, престиж, уважение, безопасность, знание, деньги, вещи, свобода, здоровье); внутригрупповые (политические, религиозные); индивидуальные (личностные). Нельзя противопоставлять ценности и поведение (поведение отражает ценности и само составляет ценность).
Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит [2].
По своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза, ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития [10, 25].
Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему.
По мнению М. С. Яницкого, тем самым система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом; и является психологическим органом, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели [11].
Итак, ценностно-смысловая сфера - это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения. С одной стороны, ценностно-смысловые ориентации прививаются подростку социумом, но, с другой стороны, и сам он активно формулирует и конкретизирует их, принимая, изменяя или отвергая ценности и смыслы, предлагаемые социумом.
Среди несовершеннолетних правонарушителей преобладают лица мужского пола. Это объясняется, прежде всего, различием социальных связей со средой, в которой развивается личность, условий нравственных форм; личности, разницей в характере и соотношении типичных конфликтных ситуаций.
В литературе часто указывается на взаимосвязь образовательного уровня и ценностных ориентаций подростков. По этому признаку можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересов. Говоря об уровне образования подростков с девиантным поведением, надо заметить, что он более низкий, чем у сверстников. Среди них часто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах. Более 30% подростков с девиантным поведением, совершивших преступления, нигде не учились.
С криминологической точки зрения, особое значение имеет изучение семейного положения подростков с девиантным поведением. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии. Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях, где постоянно присутствовали ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат. Каждого восьмого, десятого подростка с девиантным поведением, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники.
Характерные особенности имеет и круг общения подростков с девиантным поведением. В основном это личности ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками.
Немаловажными для характеристики ценностно - смысловой ориентаций несовершеннолетних правонарушителей являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних; негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего [5].
Особой является и проблема досуга. Свободного времени у подростков с девиантным поведением в два три раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время, согласно результатам отдельных исследований, по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений. По данным тех же исследований, из числа подростков, имеющих два три часа свободного времени, на учете в милиции состояло 18%, пять семь часов - 53%. Именно в досуговой сфере подростки совершают большинство преступлений.
Рассмотренные выше особенности ценностно - смысловой ориентаций подростков с девиантным поведением, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения, которая сводится в основном к следующему:
-преобладание «детских» мотивов-совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т. п. ;
-ситуативность мотивов;
-деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж;
-большой «веер» мотивов по сравнению с преступлениями.
Из-за изменений в ценностно - смысловой сфере формируется личность подростков с девиантным поведением. Это весьма сложный процесс, охватывающий деформацию эмоционального, волевого и интеллектуального мира подростка [1].
Можно сделать вывод, что совокупность ценностно - смысловой ориентации подростков с девиантным поведением определяет содержательную сторону направленности личности, детерминирует отношения человека к окружающему миру и самому себе, составляет основу его мировоззрения [6].
Несформированность ценностно - смысловой сферы у подростков определяется падением субъективной ценности нравственного здоровья. Данная ценность, наряду с социальными, нравственными, правовыми нормами, определенными правилами достижения смысла жизни, относится к числу высших инструментальных ценностей. Именно этот аспект формирования нравственного сознания является у подростков с девиантным поведением искаженным. На дисгармонию ценностно - смысловых образований у этой группы подростков указывают И. А. Кудрявцев, Г. Б. Морозов и др. [7]. По мнению специалистов, у них отмечается задержка личностного развития не только на уровне нравственной сферы, но и в отношении сформированности главной смысловой линии личности, соотносимой со смыслом жизни.
Если у здоровых подростков формирование ценностно – смысловых ориентаций проходит от эгоцентрического, группоцентрического уровней до просоциального или гуманистического, то у трудных нередко обладают широким кругом смысловых связей с миром, проявляя аллоцентрические, в том числе коллективистские ориентаций. В дальнейшем наблюдается обратное движение по смысловой вертикали - к узкогруппоцентрическим, корпоративным ориентациям и эгоцентрическим [4].
В результате, возникающие в рамках этой ориентации личностные ценности трудных подростков расходятся с общечеловеческими. Постепенно группа перестает быть смысловым центром или становится средством удовлетворения потребностей в снятии негативного напряжения. Происходит выпадение из собственного смыслового поля в поле сугубо ситуационное. Данный процесс Б. С. Братусь определяет как феноменологию «снижения», «уплощения» личности [8].
Таким образом, результаты теоретического изучения проблемы ценностно-смысловых ориентаций подростков с девиантным поведением показали, что ценностно - смысловые ориентации, играя важную роль в регуляции социального поведения, выступают медиатором личностного развития подростка.
Исследование проходило в 2018-2020 учебных годах в специальной общеобразовательной школе для детей и подростков с девиантным поведением. В нем приняло участие воспитанники из специальной общеобразовательной школы, учащихся пятых и девятых классов (мальчики от одиннадцати до семнадцати лет) в количестве пятидесяти трех воспитанников.
Для выяснения особенностей ценностно-смысловых ориентаций использовался опросник М. Рокича.
В своей деятельности специальная общеобразовательная школа руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведение, решением органов управления образованием, настоящим Уставом. Подростки направляются для перевоспитания в специальную общеобразовательную школу по решению суда, сроком на один - три года за правонарушения.
По данным исследований психологов у подростков с девиантным поведением ценности «застревают» на уровне активной деятельности, так как доминирует ценность аддитивная, а общественные ценности (такие как семья, работа, здоровье, познание) не являются составляющими личностно признанной системы ценностей [11].
Существует множество классификации ценностей. В данной работе мы будем исходить из классификации С. С. Бубновой, которая выделяет шесть типов личности:
1. тип неформального лидера, для которого значимыми являются уважение, признание людей, а низкозначимы высокий социальный статус и социальная активность;
2. гуманистический тип, ориентированный на гуманизм, помощь людям;
3. тип с доминированием материальных ценностей;
4. тип формального лидера, в числе значимых ценностей которого входит завоевание высокого социального статуса;
5. познавательный тип, для которого наиболее значимым является познание;
6. эстетический тип, приоритетной ценностью которого является наслаждение прекрасным [3].
В результате исследования получены следующие данные. В 5 классе ценностное сознание подростков характеризуется более выраженной ориентацией среди ценностей – целей на (7 подростков) :
1. активную деятельную жизнь (4);
2. жизненная мудрость (4, счастье других (2);
3. здоровье (3);
4. интересная работа (3) и наличие хороших и верных друзей (2);
5. красота природы и искусства (3).
А менее значимые стали ориентации на :
- творчество (5);
- уверенность в себе (5).
Первостепенное значение среди инструментальных ценностей занимают :
1. Аккуратность (6);
2. Воспитанность (6);
3. высокие запросы (4);
4. Жизнерадостность (3);
5. Исполнительность (4).
В свою очередь подростки в меньшей степени ориентированы на такие ценности как :
- эффективность в делах (4);
- чуткость (4).
В 6 классе следующие данные (8 подростков).
Первостепенное значение среди терминальных ценностей :
1. активную деятельную жизнь (3);
2. жизненная мудрость (2, счастливая семейная жизнь (2);
3. здоровье (3) и свобода (2);
4. любовь (2);
5. интересна работа (3).
В меньшей степени ориентированы на такие ценности как :
1. творчество (4);
2. красота природы и искусства(3);
3. уверенность в себе (4).
Приоритетным средством достижения целей:
1. воспитанность (3) и аккуратность (3);
2. аккуратность (4) и воспитанность (2); Сумма =аккуратность 7, воспитанность=5;
3. высокие запросы (3) и жизнерадостность (3);
4. высокие запросы (2) = 5;
5. исполнительность (3).
Менее значимы ориентации подростков на :
1. широта взглядов (3);
2. честность (3) и высокие запросы (2).
В 7 «а» классе следующая картина (8 подростков).
Среди терминальных ценностей на первых пяти позициях:
1. здоровье (4);
2. активная деятельная жизнь (4) и жизненная мудрость (3);
3. красота природы и искусства (3);
4. ---
5. красота природы и искусства (3);.
Менее значимы ценности-средства :
1. уверенность в себе (2) и активная деятельная жизнь (2);
2. творчество (3).
Первые позиции среди инструментальных ценностей занимают :
1. воспитанность (2) и аккуратность(3);
2. аккуратность (2);
3. воспитанность (3);
4. высокие запросы (2) и жизнерадостность (2);
5. исполнительность (2, высокие запросы (2, рационализм (2).
Важную роль в 7 «б» классе из терминальных ценностей имеют (10 человек) :
1. здоровье (2) и познание (2);
2. счастливая семейная жизнь (2);
3. любовь (2, активная деятельная жизнь(2, интересна работа (2, продуктивная жизнь (2);
4. жизненная мудрость (2, любовь (2);
5. --- Сумма = здоровье (3); любовь (4); интересна работа (4, продуктивная жизнь (4); жизненная мудрость (3).
Менее значимы следующие ценности :
1. творчество (3);
2. счастье других(2).
В сумме на 17 и 18 месте такая ценность как творчество выбирается 5 раз.
На первых 5 местах из инструментальных ценностей следующие :
1. твердая воля (2);
2. честность(2) и аккуратность(3);
3. самоконтроль (2, воспитанность (3);
4. ответственность (2, жизнерадостность (3);
5. терпимость (2).
В сумме наиболее встречающиеся ценности из 5 позиций : независимость (3,) непримиримость к недостаткам других (4, исполнительность (2,образованность (3).
На последних местах:
1 .исполнительность (3, эффективность в делах (3);
2. чуткость (2, честность (2, сумма по честности (3).
Важную роль в 8 «а» классе из терминальных ценностей имеют (8 человек) :
1. активная деятельная жизнь (4) на 1 и 2 месте.
3. здоровье (3);
4. любовь (2) и жизненная мудрость (2);
5. общественное признание (3, красота природы и искусства (2).
В сумме на первых 5 позициях: активная деятельная жизнь (5, жизненная мудрость (4).
На 17 и 18 месте: счастливая семейная жизнь (2, материально обеспеченная жизнь (2, счастье других (3, В сумме развлечение (2, уверенность в себе (2).
Инструментальные ценности :
1. твердая воля (2, честность (2);
2. образованность (2);
3. ответственность (2) и аккуратность (2);
4---
5---
В сумме наиболее предпочтительные ценности из 5 : твердая воля (2, аккуратность (6, самоконтроль(2, воспитанность (2, высокие запросы (2, эффективность в делах (2).
На 17 месте эффективность в делах, на 18 ---, в сумме на 17 и18 месте твердая воля (2).
Важную роль в 8 «б» классе среди терминальных ценностей имеют (8 подростков) :
1---
2. наличие хороших и верных друзей (2) :
3. активная деятельная жизнь (2);
4---
5. жизненная мудрость (2).
В сумме наличие хороших и верных друзей (3, активная деятельная жизнь (5,интересна я работа (3, здоровье (3, любовь (3).
На 17 месте материально обеспеченная жизнь (2, на 18 развитие (2).
В сумме творчество на 17 и18 местах (2, любовь (2, материально обеспеченная жизнь (3).
Инструментальные ценности :
1. аккуратность (4, честность (2)
2. аккуратность (4, воспитанность (3);
3. высокие запросы (2, исполнительность(2);
на 4и 5 независимость (4).
В сумме на 5 позициях: аккуратность(4, воспитанность (3, жизнерадостность (4, высокие запросы (4).
На 17 месте эффективность в делах (2, на 18 чуткость(2,честность (2).
В 9 классе (4 человека)
На первых 5 позициях в сумме наличие хороших и верных друзей (2, активная деятельная жизнь (2, любовь (2, общественное признание (2).
На 17 и 18 позициях нет общего.
Инструментальные ценности :
1---
2. воспитанность (3);
3. аккуратность (2);
4. жизнерадостность (2);
5. ---
На 17 и 18 позициях нет общего.
Таким образом, исходя из типологии личностей по Бубновой:
№ Тип 5 6 7 а 7б 8а 8б 9 Сумма
1 Неформальный лидер 1 1 1 3
2 Гуманистический 1 1 1 1 4
3 С доминированием материальных ценностей 2 2 1 5
4 Формального лидера 4 6 4 4 5 2 2 27
5 Познавательный 1 1 3 2 3 10
6 Эстетический 1 2 1 4
Результаты исследования показали, что для воспитанников из специальной общеобразовательной школы значимы этнические ценности : здоровье во всех классах, воспитанность в пятых, шестых классах. Ориентация на профессиональную самореализацию – исполнительность, интересная работа, начинает проявляться с пятого класса, в седьмом немного снижается, а в восьмом снова выражена.
Для воспитанников характерен синдром групповой сплоченности. Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т. п. переосмысливаются этими подростками, исходя из групповых интересов. Жизненная мудрость воспринимается детьми, как выживание.
Приоритетное положение в иерархии ценностных ориентаций занимает ценность активная деятельная жизнь, здоровье, интересная работа, жизненная мудрость.
По данным исследования ценность здоровье среди подростков с девиантным поведением находилось на последних местах по иерархии ценностей [11]. На данный момент, воспитанникам характерна направленность на данную ценность, она находиться на первых пяти по иерархии, в зависимости от личности воспитанника, отсюда можно сделать вывод, что программа России по развитию здоровому образа жизни дает свои положительные результаты.
Интересы в сфере техники, художественной самодеятельности, занятий спортом проявляются редко. Дело здесь просто в ограниченности их интересов, а именно в весьма раннем, по возрасту, замещении интересами и потребностями явно асоциальными.
Менее значимы ориентации подростков на активное проведение досуга: на общение с друзьями, развлечение. Этот факт, по-видимому, связан с тем, что уже за пределами школы данная потребность удовлетворена, также проявляется недоверие к друзьям, которые предали.
Из выше сказанного следует вывод, что среди воспитанников высокое место занимает инструментальные ценности : аккуратность, воспитанность, жизнерадостность (ценность положительного социально-психологического самочувствия). Менее значимы этические ценности : честность, терпимость, уверенность в себе.
Подводя итоги, следует отметить, что ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности подростков, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. Уровень сформированности ценностных ориентаций личности проявляется в ее деятельности, оценках и отношениях к окружающему миру и зависит от множества факторов, являясь, в определенной мере, результатом функционирования механизмов, противодействующих негативно влияющим факторам.
Выработка системы ценностных ориентаций - необходимое условие для становления жизненных перспектив подростков. Формирование ценностных ориентаций - сложный длительный процесс.
Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентации подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Идея выбора своих ценностных ориентаций становится основополагающей целью отрочества.
Список литературы
1. Городяненко, В. Г. Социология [Текст] / В. Г. Городяненко - Киев: Поля, 2003.- 105 с.
2. Дерманов, И. Б. Структура нравственных ценностей [Текст] / И. Б. Дермаков. – М. : Просвещение, 1997. -325 с
3. Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе [Текст] /Н. А. Журавлева. – М. : Институт психологии РАН, 2006. – 335 с.
4. Змановская, Е. В. Девиантология [Текст] / Е. В. Змановская. - М. :Академия, 2003. – 288 с.
5. Зелинский, А. Ф. Рецидив преступлений. [Текст] / А. Ф. Зелинский. - Харьков, 1980.- С 45-87
6. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю. А. Клейберг. – М. :ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
7. Наш проблемный подросток [Текст] // Под ред. Л. А. Регуш. – СПб. : Союз, 1999. – 176 с.
8. Низивских, Н. А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности [Текст] /Н. А. Низовских. -М. :Смысл, 2007. – 255 с.
9. Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения [Текст] / Ф. Патаки. - М. : Сфера, 1989.- С. 145-158.
10. Шульга, Т. И. Методика работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. [Текст] / Т. И. Шульга. – М. : УРАО, 2001. – 105 с.
11. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система - [Текс] / М. С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
12. Ященко, Е. Ф. Ценностно-смысловая концепциясамоактуализации [Текс] /Е. Ф. Ященко. – Челябинск: ЮУрГУ, 2005. – С. 25-49.