Шефер Елена Анатольевна
Воспитание экологической культуры у дошкольников через ознакомление с экологическим атласом
«Экомаршрут по родному краю»»
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интересной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Великий педагог Сухомлинский говорил:
Публикация «Воспитание экологической культуры у дошкольников через ознакомление с экологическим атласом» размещена в разделах
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, как и воспитатель должен заботится о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.
В Федеральном законе «Об образовании» в Российской федерации о экологической культуре,в концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе.
Актуальность темы такова : «Экология в наше время,одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношении к природе»
Целью экологического воспитания дошкольников, является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.
Воспитание экологической культуры — долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания ко всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира — вот составляющее экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.
Задачи экологического воспитания
1. Воспитывать у детей дошкольного возраста гуманное,эмоционально-положительное,бережное,заботливое отношение к миру природы через различные виды деятельности
2. Формировать эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников мы осуществляем по всем образовательным областям:
1) содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
2) содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей;
3) содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой;
4) содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом;
5) содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.
Поэтому нами педагогами детского сада был составлен экомаршрут по родному краю «Экологический атлас села Мохово»
Целью пособия является помощь воспитателю в повышении уровня экологического образования и в проведении более разнообразных и интересных занятий по экологии.
Пособие содержит материалы по экологическому воспитанию дошкольников с учётом регионального компонента.
В конце пособия дается дополнительный материал, который позволит воспитателю, не только копировать предложенные разработки различных видов деятельности, но и видоизменять их.
Атлас состоит из следующих разделов:
-Экскурс в прошлое и настоящее села. (Экологическая ситуация)
-Административная карта
- Население
-Географическое положение
- Историческое прошлое села
-Промышленность
Флора и фауна села (Видовой состав деревьев окрестностей села Мохово.)
Охраняемые виды растений:
Охраняемые виды животных села Мохово
Фенологические наблюдения весной.
Фенология-наука о периодических явлениях в жизни животных и растений.
Наблюдения за природой в рамках экологического воспитания дошкольников
Этот атлас мы педагоги используем в своей работе,при воспитании экологической культуры детей нашего детского сада,когда проводим занятия, экологические досуги, развлечения и игры, экскурсии с учётом экологизации. В детском саду организована выставка минералов, оборудована лаборатория для игровой деятельности ребёнка в ученых, которые проводят опыты,наблюдения по разной тематике. Знакомим детей с редкими видами растений и животных, с Красной книгой России. Таким образом, дети закрепляют свои знания по экологии. Используя при этом лепбук экомаршрут по родному краю.
Процесс развития экологической культуры включает разные виды совместной деятельности воспитателя с детьми, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатели являются носителями экологической культуры, они обнаруживают ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой, приучают детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, учат видеть и понимать элементарные связи и зависимости, воспитывают способность испытывать радость созидания и осознанного взаимодействия с живыми существами.
Не в наших силах отодвинуть трагические последствия пренебрежительного отношения людей к природе, но своими тревогами мы делимся с детьми, начиная с 3х лет, стараемся воспитывать в них любовь к природе.
Подводим детей к выводу: природа беззащитна перед человеком. Но если мы не будем беречь ее, то станем свидетелями угасания жизни на нашей планете. Наша боль за уничтожение природы передается детям. Хочется верить, что наши уроки добра и любви к родной природе не будут забыты, тем более что новое поколение необходимо воспитывать новым экологическим мышлением,с высоким уровнем нравственного и культурного развития с активной жизненной позицией.