Марина Ушакова
Воспитание экологической культуры дошкольников посредством регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы.
Актуальность
Всегда существовала проблема взаимосвязи человека с природой.
Ведь природа — это богатство, которое воспринимается человеком как данность. К сожалению, умение ценить и беречь её, доступно далеко не каждому. В наше время, проблема взаимодействия человека и природы, так же, как и воздействие общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Публикация «Воспитание экологической культуры дошкольников посредством регионального компонента» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, экологическое воспитание дошкольников можно осуществлять во всех образовательных областях.
В дошкольном возрасте все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому я считаю, что одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Возможность привить любовь к родному краю, к родной природе, к людям, имеется только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее практически невозможно.
Я, в своей работе, уделяю особое внимания экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Темой моего опыта работы является: «Воспитание экологической культуры дошкольников через региональный компонент».
Цель, которую я поставила перед собой: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих, любовь к природе родного края.
Для реализации данной цели мне помогут следующие задачи:
1. Развивать осознанное отношение к природе у дошкольников, к ее явлениям и объектам;
2. Формировать экологическое мышление и творческое воображение путем проведения опытов и исследований детей;
3. Учить детей наблюдать за живыми и неживыми объектами природы;
4. Формировать культурную направленность личности ребенка дошкольного возраста, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
5. Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к природе и в целом к окружающему миру.
Моя работа построена в трё х взаимосвязанных направлениях:
- воспитание нравственных чувств;
- формирование знаний о живой и неживой природе;
-формирование знаний о явлениях природы.
В работе я всегда придерживаюсь следующих педагогических принципов:
- научность; - доступность;
- системность;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
- сезонность;
- наглядность.
Благодаря тому, что экологию можно пропустить через все виды деятельности, моя работа получается полезной и интересной для детей и для меня.
Я определяю особую роль непосредственно образовательной деятельности, а также совместной деятельности с детьми, потому что считаю это наиважнейшими средствами воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.
Создание предметно-развивающей среды является необходимым условием для первоначального ознакомления детей с природой.
Я создала природный уголок в своей группе, подобрав растения для детей данного возраста. У нас есть разнообразный материал для проведения экспериментирования и опытнической деятельности, природный материал, дидактические игры, много разнообразного наглядного материала, а также художественной литературы.
В течении всего учебного года мы с детьми каждый день ухаживаем за комнатными растениями. Дети учатся видеть, какие необходимы условия объектам природы, учатся определять, чего им не хватает в данный момент, учатся выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда.
По моему мнению, наблюдение является одним из важнейших источников знаний о природе. И именно по этой причине, совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы, является одной из целей моей работы. Когда дети наблюдают они учатся любоваться, всматриваться, восхищаться красотой природы и радоваться ей, у них появляется наблюдательность и любознательность, дети начинают понимать, отличать доброе от злого, что хорошо, а что плохо. Я организую наблюдения при ознакомлении детей с погодой, растениями и животными, трудом взрослых в природе, во время занятий и экскурсий, на прогулках, в уголке природы и т. д.
Я часто готовлю интересные и содержательные экскурсии, которые построены на основе цикла времен года. Прогулки включают в себя природные объекты территории нашего детского сада и села. Невозможно посетить все природные объекты нашего региона, но я считаю важным познакомить детей с ними. Использование компьютерных технологий, а именно мультимедийные презентации помогают на занятиях. Мной разработаны презентации «Природные достопримечательности Ставропольского края», «Красная книга Ставропольского края», «Правила поведения в природе», которые я использую на занятиях. Дети любуются природой, у них развивается чувство прекрасного, а затем уже появляется желания сохранить эту красоту, приумножить ее, узнать, как можно больше о своей малой родине.
Я использую в своей работе опытно-исследовательскую деятельность. Любознательность детей, их постоянное стремление к экспериментам, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации, доказывает то, что они являются прирожденными исследователями. Я включаю опытно-исследовательскую деятельность как в игры, так и в образовательную деятельность она связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.
В воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру большие возможности заложены в играх, прежде всего дидактических. Дидактические игры я использую не только в свободной деятельности детей, но и всегда включаю их в занятия, целевые прогулки.
Мной разработаны и изготовлены дидактические игры, очень помогающие мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: «Кто где живет», «Как вести себя в лесу», «Пищевая цепочка», «С какого дерева листок», «По лесной тропинке», «Птицы. Зимующие и перелетные»», «Кто здесь лишний», «Когда это бывает», «Найди маму малыша», «Где чей домик?», «Времена года». Очень эффективными являются игры с различными природными материалами - цветы, овощи, фрукты, камни, сухие плоды, семена. Все это максимально приближает к природе детей, и всегда вызывает у них живой интерес и активное желание играть.
Словесные игры: «Съедобное – несъедобное», «Волшебная палочка», «Хорошо – плохо», «Узнайте по описанию», «Кто как кричит?», «Что лишнее?». Эти игры развивают у детей воображение, внимание, улучшают знания об окружающем мире. Особенный восторг и интерес у детей вызывают подвижные игры природоведческого характера, связанные с подражанием повадкам животных и их образу жизни: «Цапля и лягушата», «Кот и мыши», «Перелет птиц». В некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Солнышко и дождик», «Капельки». Радость, которую получают дети во время игры, способствует повышению у детей интереса к природе, а также развитию физических качеств.
Не менее важным в экологическом развитии дошкольников является сказка. Дети всех возрастов поддаются ее очарованию, взрослых она тоже не оставляет равнодушными. Поэтому я использую сказку как одну из обязательных составляющих экологического воспитания детей. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они всегда внимательно слушают и запоминают их. Очень часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей.
Одним из самых эффективных способов реализации задач экологического образования в детском саду - это организация проектной деятельности. Я считаю, что проектная деятельность (как способ реализации личностно-ориентированного подхода в образовании) - это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Я разработала экологические проекты на темы : «Кормушка для птиц», «Огород на окошке», «Земля – наш общий дом».
Я уделяю много внимания работе с родителями. Выстраиваю партнерские отношения, привлекаю их к активному участию в жизнь детского сада. Основной целью этой работы является, достижение единства в воспитании ребёнка. Для того, что бы прийти к поставленной цели, я стараюсь как можно чаще организовывать выставки, консультации, экологические праздники для детей и родителей. Я стараюсь проводить родительские собрания, насыщено, познавательно и интересно.
Благодаря проделанной работе появился положительный результат:
o У детей сформировалось осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
o Дети узнали о заповедных местах Красногвардейского района СК;
o Дети научились практическим действиям по охране природы;
o Повысился уровень умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
o У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления в различных видах деятельности.
Литература:
Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
Рыжова, Н. А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н. А. Рыжова, С. И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013.
C., Н. Николаева Методика экологического воспитания дошкольников / C. Н. Николаева. - М. : Академия, 2017.
Зинаида, Аксенова Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / Аксенова Зинаида. - М. : Сфера, 2018.
Молодова, Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников / Л. П. Молодова. - М. : Асар, 2015.
Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение, 2015.
Из дневника Хомяка, или флора и фауна Юга России /Людмила Соболева. – Пятигорск: Колибри, 2017. – 36 с.
Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015.