Лариса Миргородская
Воспитание у детей доброты и милосердия посредством изучения сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Дети много времени проводят у телевизоров, компьютеров. Но самое главное в воспитании ребенка - это общение. Чтение сказок, беседа с детьми о героях сказок формирует душевные качества - доброту и милосердие. Делая другим добро, ты сам становишься добрее.
Публикация «Воспитание у детей доброты и милосердия посредством изучения сказок» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В наше время дети много времени проводят у телевизоров, компьютеров. Частые просмотры некоторых современных мультфильмов искажают у детей представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. В своей работе мы отметили, что дети не умеют общаться друг с другом, враждебно настроены, делиться игрушками им трудно, не спешат помочь товарищу в трудной ситуации. Мы, взрослые, должны найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения, сформировать у них гуманное отношение к сверстникам, взрослым людям, природе и животным, о послушании, помощи старшим, заботой о малышах. Ведь главное в воспитании ребенка это общение. Чтение сказок, беседа с детьми о героях сказок формирует главное душевное качество - доброту и милосердие. Начиная с первых дней жизни, сказка входит в жизнь ребенка и сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста. Если постоянно читать ребенку сказки, общаться с детьми, то любая беседа по содержанию заменит нотации о непослушании, грубости к близким и животным.
Сказки о животных - это самые первые сказки, с которыми встречаются дети. Они формируют у детей моральные ценности. Когда мы рассматривает иллюстрации сказок с детьми, они замечают, что животные одеты в одежду, живут в доме и ведут себя как люди. После рассматривания книг дети увлеченно слушают содержание сказки. Стараемся преподнести детям сказку так, чтобы они самостоятельно искали решение вместе с главным героем, анализировали взаимоотношение героев сказок. Даем воспитанникам почувствовать радость их решения, восхищаемся их неожиданными идеями. Уже после первого чтения они говорят о том, кто положительный, а кто отрицательный герой. Дети искренне радуются, когда побеждает справедливость. Впечатление от сказки дети отражают в игровой, творческой, продуктивной деятельности. Строят теремок для зверей, стараются делать его крепким, чтобы в нем мог поместиться большой медведь. В самостоятельной театральной деятельности все хотят быть положительными героями. Решить проблемы в сказках наглядно, детям легче в играх - драматизациях. Участвуя в них дети входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Анализируя различные ситуации в группе, стараемся подбирать сказку, которая учит детей быть отзывчивыми, способными заботится о других. В каждом случае у детей подсознательно откладывается, что добрым, щедрым быть хорошо. Дети могут пересказывать сказку по несколько раз и каждый раз открывать в ней что-то новое.
Волшебные сказки помогают детям понять, что волшебные силы зло наказывают, справедливость торжествует. Дети делают вывод, что добрый и отзывчивый человек имеет много друзей, становится мудрее и сильнее. Сказки не только учат добру и милосердию, но и формируют у ребенка бережное отношение к окружающему. Прививают любовь к своей истории.
Когда в книжном уголке выставили книги сказок «Илья Муромец», «Алеша Попович и др.» дети предложили рассказать сказки. Во время беседы они хотели быть ловкими, сильными, добрыми. В каждой сказке заложен своеобразный «нравственный урок», мы стараемся подвести ребенка к тому, чтобы он понял, как надо себя вести в той или иной ситуации. Старшим дошкольникам предлагаем послушать сказки – притчи «Золотые руки», «Старательный слуга», и др. Где содержание сказки несет некую мораль «Если хочешь что-то сделать хорошо, постарайся понять смысл своего дела»
Мы подводим детей к тому, чтобы они не оценивали поступок героя сказки эмоциональным отношением, самостоятельно делали вывод, что можно, а что нельзя.
Положительный опыт внимательного и заботливого отношения, полученный ребенком из сказок, отражается и в реальной жизни, особенно в коллективных играх. Таких как: «Дочки – матери», «Больница», «Стройка», «Детский сад» и др. Удовлетворение и радость от совместных игр способствуют формированию элементов поведения в коллективе.
Детям легче понять элементарные жизненные правила:
«Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться о других», «Надо играть дружно, не ссориться!», «Не хорошо жадничать» и др.
Включая родителей в совместную работу, мы поместили информацию с пожеланиями, советами «Читайте дома детям сказки», «Сказочные книги в жизни детей», «Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок» и др.
В книжном уголке организовали выставку «Добрые сказки», где дети могут взять любую сказку домой и прочитать ее с родителями.
Нравственные основы дружеских отношений, доброта и милосердие закладываются в дошкольном возрасте. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Благодаря сказкам, у дошкольников формируются гуманные чувства, они помогают возрождать в людях духовность, милосердие. Живое общение дает результат намного лучше, чем самые современные технологии.
Литература
1. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание,2005, [№1, С. 18-28].
2. Корепанова М., Брежнева М. Сказкотеропия как средство самопознания. //Дошкольное воспитание, 2008., [№1 С. 53 – 58].
3. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой / – М. : Просвещение, 1998. – [7 с].