Валентина Ковыркина
Воспитание трудолюбия у детей 5–6 лет в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Реферат на тему:"Воспитание трудолюбия у детей 5-6 лет в игровой деятельности"
Введение
В последние десятилетия произошли существенные изменения в социально-экономической жизни страны: расширяется сфера гражданского общества, модернизируются условия труда, учреждения переходят на новые технологии. В связи с этим изменяется инфраструктура страны, возникают условия жесткой конкурентности на рынке труда, повышается воcтребованность в инициативном, компетентном, гибком, многопрофильном специалисте. Вследствие данных изменений особые требования предъявляются к подготовке и развитию личности, инициативной, самостоятельной, ответственной, имеющей устойчивый интерес к трудовой деятельности, потребность в труде, способной легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях среды и обеспечивать высокий уровень производства.
Публикация «Воспитание трудолюбия у детей 5–6 лет в игровой деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Актуальность проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне продиктована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира, что отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании», в «Концепции дошкольного воспитания» и других нормативно-правовых документах страны. В них указано, что трудолюбие необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее успешность и удовлетворенность жизнедеятельностью [33].
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости. Труд – центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту. Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений [34].
Трудолюбие и способность к труду не даются от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека духовно богатым. Поэтому в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу – формирование нового человека.
В. И. Логинова [18] и М. В. Круглехт [13] считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду [13]. Другие авторы (С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней: врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Недостаточно изученным в соответствии с социальным заказом и задачами сегодняшнего дня остается вопрос о взаимосвязи влияния мира взрослых на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования детей.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных образовательных учреждений уделяется недостаточное внимание планированию совместной работы с семьей по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников, реализации роли взрослого как образца-ориентира в воспитании данного качества личности. В ДОУ предметно-развивающая среда не обеспечивает должного уровня воспитания трудолюбия у дошкольников с учетом современных требований к личности ребенка на всех периодах дошкольного детства. Существует востребованность в методических пособиях, рекомендациях для воспитателей, родителей по организации различных форм работы детей 5-6 лет, направленных на воспитание у них трудолюбия в процессе игровой деятельности.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста
Кардинальные изменения в социально-экономической сфере выдвигают новые задачи перед системой образования России: поворот к личности, приоритет воспитательных, развивающих задач, организация образовательного процесса на принципах гуманизации, гуманитаризации, демократизации.
Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, Министерство образования России определяет гуманистическую сущность качества нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания педагогики развития, познания дошкольниками мира через интересующие его виды деятельности.
Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт, концептуальные основы дошкольного образования, определившие приоритетность развития личностных качеств, необходимых для дальнейшего трудолюбия. Однако задача развития трудолюбия не выдвигается, несмотря на то, что ряд признаков этого качества: осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрастах. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт – критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р. С. Буре, Г. Н. Година, М. В. Крулехт, В. И. Логинова, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Д. В. Сергеева и др.).
Теоретический анализ и опытно-экспериментальное изучение проблемы позволили разработать и научно обосновать педагогические основы формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста. Под трудолюбием мы понимаем формирующееся качество личности, которое проявляется в раннем возрасте в процессе манипулятивно-предметной, в дошкольном – игровой, трудовой и других видах деятельности, а также в эмоционально-положительном отношении к труду, направленное для достижения положительных результатов.
По мнению Г. С. Абрамовой, трудолюбие – нравственное качество личности, поэтому формирование трудолюбия согласуется с нравственным развитием ребенка. А. А. Ахматов, Н. П. Семыкин, В. В. Чебышев относят трудолюбие к разряду привычек или черт характера, Г. А. Смирнов, В. Н. Турченко трактуют трудолюбие как потребность в труде, как чувство, как мотив. Е. Р. Залкинд, М. А. Кононова связывают трудолюбие с такими понятиями, как отношения, чувства, интересы, эмоции. Психологи К. С. Абилов, Е. П. Верещак определяют трудолюбие как относительно устойчивое, обобщенное и более или менее осознанное стремление к трудовой деятельности, к активному проявлению в труде своих творческих способностей, потребностей, реализация которых дает субъекту переживание глубокого удовлетворения и радости.
По мнению Ф. И. Иващенко, структура трудолюбия включает в себя :
а) содержание знаний и представлений: представления детей о трудолюбии как нравственном качестве личности, представления о проявлении положительного отношения к труду в природе, знания дошкольников о труде взрослых, об отношении последних к труду, знания о необходимости труда и его содержании;
б) характеристика трудовой деятельности : умение самостоятельно ставить цель и принимать ее от взрослого, мотивация трудовой деятельности, навыки и умения, необходимые для работы, умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, инициатива и творчество в работе;
в) отношение к результату: критическое отношение к результатам труда, умение беречь продукты труда;
г) отношение к участникам деятельности : наличие готовности оказать помощь, умение доброжелательно оценивать результаты труда сверстников, осознание себя членом рабочего коллектива [8].
Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей – ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей – коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
Сущность формирования трудолюбия у дошкольников состоит в знакомстве с предметным миром и трудовой деятельностью взрослых, организации игр и руководстве ими, расширении сферы общественно полезного труда, в выработке единой позиции воспитателей и родителей по формированию трудолюбия применительно к дошкольникам. Особенностями формирования трудолюбия у дошкольников выступают: самоценность дошкольного возраста – амплификация развития, т. е. обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности (согласно теории А. В. Запорожца); сформированность практических умений и навыков, устойчивость интересов к различным видам игры и труда; стремление своим трудом принести пользу близким, окружающим людям; нетерпимое отношение к лени.
Анализ философской, педагогической, психологической литературы и теоретическое обобщение опыта показали, что предпосылками трудолюбия дошкольников являются:
- организация образовательного процесса в дошкольном учреждении на принципах вариативного содержания, педагогики развития игры и других видов деятельности;
- совершенствование содержания трудового воспитания дошкольников с учетом самоценности и психологических особенностей использования различных форм, методов, приемов, отвечающих потребностям детей в самоактуализации, общении, движении, одобрении, проявлении самостоятельности.
В результате анализа передового опыта трудового воспитания выявились положительные тенденции: разработаны формы и методы организации различных трудовых дел, игр; создаются условия для развития умственных и творческих способностей, руководства процессом развития воспитания.
Выделены основные виды деятельности, в процессе которых осуществлялось формирование трудолюбия : игра, учение, труд. Установлено, что выбор той или иной формы организации труда, игры, учения определяется степенью психологической готовности дошкольников к участию и выполнению тех или иных поручений, обязанностей, ролей в различных играх, труде. Продуктивен отбор форм организации игры и труда, в которых дошкольники проявляют гуманизм, нравственно ценные мотивы поведения, способствуют саморазвитию дошкольников как субъектов реального общения и отношений в деятельности.
Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп.
Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда.
При этом у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду.
Вторую группу составляют задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.
Третья группа задач направлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы – умение готовить заранее все необходимое, убирать на место инструменты.
К пятой группе относят задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда – умение работать согласованно.
Следует иметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этих задач в педагогическом процессе осуществляются одновременно.
Главная задача трудового воспитания дошкольников – формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.
Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они могут иметь место и у детей 5-6 лет.
Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.
Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы.
В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже умеют работать, необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.
В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.
В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.
Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.
Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 6 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.
Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».
Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности.
Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали», – говорит воспитатель.
Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности
Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.
Формирование у детей навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы.
Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей.
Хозяйственно-бытовой труд создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда : рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного ее планирования и т. д.
Таким образом, можно выделить задачи трудового воспитания, направленные на формирование положительного отношения к труду взрослых; задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование; задачи, направленные на воспитание у детей некоторых личностных качеств; задачи воспитания навыков организации своей и общей работы; задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда. Все задачи осуществляются взаимосвязано. Главная задача трудового воспитания дошкольников – формирование правильного отношения к труду.